Константин Косачев. Фото: Scanpix. Одержавшая победу на прошедших местных выборах Центристская партия является давним партнером "Единой России". По просьбе портала Novosti ERR победу своих коллег прокомментировал член Президиума Всероссийской политической партии "Единая Россия", председатель Комитета по международным делам Государственной Думы РФ Константин Косачев.

Константин Иосифович, на прошедших 18 октября в Эстонии местных выборах победу одержала Центристская партия, с которой у "Единой России" заключен договор о сотрудничестве. Как вы прокомментируете эту победу своих партнеров?
Для нас события, которые происходят в Эстонии – и политические, и экономические – конечно же, имеют большое значение, потому что Эстония – это наш сосед. И от того, как идут дела в Эстонии, во многом зависит, с одной стороны, то, как идут дела в наших северо-западных регионах, с другой – то, как чувствуют себя русскоязычные жители Эстонии, это для нас не менее важно. Мы – я имею в виду "Единую Россию" - выделили Центристскую партию Эстонии как своего партнера на эстонской политической арене уже давно, несколько лет назад. И произошло это по той причине, что, на наш взгляд, Центристская партия Эстонии не стоит на радикальных или, скажем так, экстремистских позициях ни по отношению к России, ни по отношению к каким-то другим вопросам внешней политики Эстонии. Это партия, которая пытается объединять вокруг своей политической платформы как можно большее число людей вне зависимости от их национальности, вне зависимости от их прошлого, создавая конструктивную основу для диалога в настоящем и, соответственно, в будущем. И то, как прошли сейчас местные выборы в Эстонии, на мой взгляд, исчерпывающим образом подтверждает, что это правильная политика, что это действительно объединительная платформа. Это та самая объединительная повестка дня, о которой в последнее время так много говорят лидеры других стран, включая Россию и США. И Центристская партия Эстонии, на мой взгляд, такую объединительную повестку дня сумела выработать – и с этим мы Центристскую партию Эстонии, разумеется, поздравляем и как партнера "Единой России", и, безусловно, как одну из ведущих политических сил самой Эстонии, которая, очевидно, работает, прежде всего, во благо и в интересах самого эстонского народа. И с этим такую партию можно, конечно, только поздравлять.

Политические противники Центристской партии зачастую ставят ей в упрек наличие договора о сотрудничестве с "Единой Россией". А насколько в действительности совпадают позиции и интересы двух партий?

Отношения между Центристской партией Эстонии и "Единой Россией" носят уже более регулярный характер, чем это было ранее, но утверждать, что мы действуем исходя из какой-то общей платформы и согласованных позиций, было бы, конечно, преувеличением происходящего. Для нас Центристская партия Эстонии – это политическая сила суверенного государства Эстония. Мы никогда не позволяли себе вмешиваться во внутренние дела Эстонии, и, разумеется, мы не вмешиваемся в то, как позиционирует себя Центристская партия Эстонии. Она работает на основании собственной платформы, и, кстати, не во всем наши подходы совпадают, в чем-то мы не соглашаемся с нашими коллегами и я уверен, что и они в чем-то не соглашаются с нами. Но самое главное объединительное начало для двух партий заключается в том, что мы ищем точки соприкосновения Эстонии и России, а не точки, где мы расходимся и втыкаемся в какие-то разногласия. И мы уверены в том, что чем лучше будут отношения между Эстонией и Россией, тем более комфортно будут себя чувствовать в Эстонии наши соотечественники, русскоязычное население. И мы в этом готовы поддержать любую конструктивную, здоровую политическую силу в Эстонии. К сожалению, таких сил пока меньше, чем хотелось бы, но это, безусловно, Центристская партия Эстонии.

Как вы знаете, в парламенте Эстонии центристы находятся в оппозиции. Возможно ли улучшение отношений между нашими странами, так сказать, на местном уровне?

Я думаю, что нынешний политический ландшафт в Эстонии, если говорить о национальном уровне, во многом сформировался на эксплуатации фобий по отношению к России: что она будет вмешиваться во внутренние дела, что она будет заниматься каким-то экономическим, энергетическим и каким угодно еще шантажом. И ныне действующие власти Эстонии предпочли действовать в инерции мышления начала 90-х, когда казалось, что чем хуже отношения с Россией, тем лучше они на западном направлении, а уж Запад нам, как говорится, поможет. Это иллюзия, это стратегическая ошибка, поскольку ухудшение отношений с Россией на данном этапе никаких дополнительных дивидендов Эстонии уж точно не приносит. А люди, живущие реальной жизнью, напротив, чувствуют, как эта жизнь во многом меняется к худшему – просто в силу того, что сокращается транзит, не работают в должном режиме порты, железные дороги, иные элементы инфраструктуры. И думаю, что это ощущение неправильности нынешней стратегии, которую реализуют в своей повседневной политике эстонские официальные власти, накапливается, что называется, "на местах" - то есть там, где люди ощущают все губительные последствия этой политики. И в силу этого там же концентрируется, по моим наблюдениям, и политическая воля к тому, чтобы эту стратегию менять. Будет она меняться или нет – это, разумеется, суверенный выбор самого эстонского народа. Но мне представляется, что исход нынешних муниципальных выборов со всей очевидностью говорит о том, что в Эстонии существует общественный заказ на смену стратегического курса. И этот курс может оставаться сколь угодно европейским, атлантическим и каким угодно еще – но не в ущерб отношениям с Россией. И выстроить политику, которая была бы равновекторной, которая в равной степени учитывала бы собственные национальные интересы Эстонии на всех направлениях – эта задача, я бы сказал, более высокого калибра, чем те задачи, которые, к сожалению, сейчас ставят перед собой в достаточно упрощенном режиме нынешние власти Эстонии. И я искренне желаю нашим партнерам – Центристской партии Эстонии – дальнейшего доверия со стороны населения Эстонии, и дальнейшей уверенности в том, что та политическая платформа, которую они для себя определили, действительно правильная и действительно отвечает национальным интересам самой Эстонии.

Как вы оцениваете роль "российского фактора" в эстонской внутренней политике?

Я слышал о том, как использовался российский фактор в нынешней избирательной кампании в Эстонии. Наверное, он имеет свое место и играет – или, вернее, уже сыграл – свою роль. Но я бы его совершенно точно не преувеличивал. Задача, которую мы, российские политики, ставили и ставим перед собой на эстонском направлении, если говорить именно о внутренней политике, заключается в том, чтобы помогать русскоязычному населению Эстонии находить общие позиции, консолидироваться для отстаивания собственных интересов. А делать это можно только когда есть определенная объединяющая политическая сила. Если мы будем и дальше иметь в Эстонии энное количество русских, русскоязычных, позиционирующих себя как русские политических партий, то это, с одной стороны, хорошо, потому что все должны реализовывать свои политические проекты, политические амбиции. Но с другой стороны это плохо, потому что это растаскивает голоса избирателей и не позволяет реализовать ту самую волю. И поэтому я считаю, что, в конечном итоге, те политики, которые ориентируются на русскоязычное население Эстонии, должны как-то поступаться своими личностными амбициями в интересах общего дела. И это произошло сейчас, на мой взгляд – и я удовлетворен тем, что значительная часть русских и русскоязычных граждан и неграждан Эстонии проголосовала за Центристскую партию. Потому что, на мой взгляд, такая концентрация воли, существующей в среде населения, в среде людей – это и есть главный залог политического успеха.

Редактор Бетина Ферман

 

Обсуждение закрыто

Вход на сайт