Начну, казалось бы, издалека. После распада СССР общественная собственность была распределена способами, далёкими от справедливых и законных, и оказалась в руках определённых кланов и семейств. Впоследствии эта собственность резко подскочила в цене, что позволило, закладывая её, получать кредиты в банках и развивать то или иное бизнес-направление, и это ещё более усилило мощь ловких дельцов-приватизаторов. Большая часть остального населения оказалась, таким образом, искусственно исключенной из процесса нормальной конкуренции.
Но, если в таких бывших частях СССР, как Средняя Азия, процесс этот ничем особо не прикрыт, то в Прибалтийских республиках, где вроде бы «демократия», процесс «удержания кланов у власти» должен был приобрести налёт «демократичности». И поэтому, вдруг разбогатевшие группы и семейства, принялись «выражать и защищать» интересы тех или иных слоёв населения. Им повезло ещё и в том, что жители прибалтийских стран очень неоднородны по национальному признаку. И легко взять на себя роль защитника одного национального слоя населения от «притязаний» другого национального слоя.
Так, одна часть властной новоявленной «элиты» Эстонии рьяно защищает коренных эстонцев от, так называемых, «оккупантов» и «агрессивной России». Другая часть «элиты», наоборот, взялась «отстаивать» интересы некоренных жителей страны. Обе эти «элиты» призывают избирателей голосовать именно за них, так как в противном случае защищать данную группу населения, якобы, будет некому и к власти придут в первом случае «оккупанты», а во втором - «эстонские националисты». На самом же деле и та, и другая «элиты» отстаивают свои, чисто корпоративные, интересы и, в первую очередь, не хотят отлучения от государственных и европейских щедрых кормушек. Пустить к ним новых людей они не позволят. Мы - остальные, в основном, русские жители Эстонии, попали в категорию «непричастных» (по выражению канадского политолога Наоми Кляйн) к принятию решений и распределению средств.
К примеру, при 30% русском населении страны, среди 101 члена парламента только 7 так называемых «русскоязычных». Хотя должно быть 30. В Эстонии нет ни одного русского министра. Среди 6-ти членов Европарламента ни одного русского нет. Среди 17 руководителей ЕАS, распределяющей в Эстонии европейские деньги, также нет ни одного русского. В правлении Центристской Партии, декларирующей, что именно она стоит на страже интересов некоренного населения Эстонии - ни одной русской фамилии. В руководствах крупных компаний, иностранных представительств, банков - сплошь эстонцы. И даже «Русским театром» руководит эстонец. Зато русских полно на стройках, среди работников больниц, магазинов, кафе, автомастерских, бензозаправок, водителей непрестижных автобусов и такси и во всех прочих других местах где мало платят, но надо много работать. И нас ещё заставляют потратить уйму времени, чтобы выучить эстонский язык, хотя в Таллине можно получить весь спектр услуг на русском (так как везде в обслуге работают русские), а общаться с чиновниками и менеджерами нам приходится довольно редко (но это, кстати, можно сделать и на английском). Эстонский язык, таким образом, стал ещё одним способом избавления от конкурентов - русских.
Эстония маленькая страна и все, кто последние 20 лет у власти, хорошо знают друг друга если не лично, то через родственников, общих знакомых, по годам учёбы, соседству дачами или совместной деятельности. Нынешнее «статус кво», когда руководство страной происходит практически «по-семейному» (по выражению М.Лаара - «приятельский капитализм») и бюджет страны рассматривается как часть своего «кланового кармана» их устраивает. Никакие интересы, кроме своих корпоративных, они защищать не собираются. Пример этому апрельские события 2007 года. Все эстонцы, в чьих магазинах были побиты стёкла в результате спланированной Ансипом, Пихлем, Аавиксо и Ильвесом провокации, получили приличные деньги. Но все избитые полицией на улицах и в D-терминале русские не получили ничего. Представители «Центристов» в Европарламенте, которые должны были защищать русских, на самом деле, в один голос вместе со своими, якобы, противниками-реформистами врали, что в Эстонии всё в порядке, никто особо не пострадал и в тюрьме не сидит. Потому что интересы русских они отстаивать и не собирались. Их основная задача была в том, чтобы поток дармовых денег из ЕС не иссяк.
Но, скажете вы, в Эстонии есть и партии, состоящие в основном из русских, как же они? На мой взгляд, партии эти (и аналогичные им организации) существую лишь номинально, число их членов очень невелико и никакого серъёзного влияния на общественную жизнь в Эстонии они не оказывают. Основная задача их лидеров, присвоив себе громкое имя и статус, встроиться в тот или иной денежный поток от государства, России или ЕС. (Конечно, возможно, что если бы и их не было, стало бы ещё хуже, но, тем не менее) Самоназванные лидеры данных партий и организаций конкурируют между собой за эти, довольно кстати скромные, денежные средства.
В итоге в Эстонии сложилась ситуация, когда интересы и права русских не защищает никто. Одни партии и организации могут это делать, но не хотят (а только декларируют и обещают), другие может быть и хотят, но не могут (тоже, тем не менее, декларируя и обещая). И если у вас появилась некая идея, инициатива, проект, и вы русский, то вам, попросту не к кому обратиться из числа тех, кто при власти и принимает решения.
К примеру, в 2008 году я написал бизнес-проект, который предполагал продвижение российско-эстонской продукции в страны ЕС и создал бы в России, Эстонии и ЕС до 1000 рабочих мест (в основном среди русских). С этим проектом я прошёл все инстанции, включая лидеров Центристской партии Эстонии и Конгресса Российских Соотечественников, а также посетив ЕАS, банки и пр. Результат просто нулевой. В конце концов мне ничего другого не оставалось как обратиться лично к президенту России Дмитрию Медведеву. В отличие от специалистов Департамента предпринимательства Таллина, Д.Медведев счёл мой проект реальным и перспективным, под него тут же нашлось несколько инвесторов, проект успешно стартовал и набирает обороты.
Таким образом, исходя из собственного опыта, я пришёл к выводу, что если у вас есть какая-то интересная инициатива или бизнес-идея, то идти с ней, к якобы защитникам русских - Центристам и Соотечественникам, а также в ЕАS и банки - попросту терять время. В связи с этим полагаю, что в Эстонии, в первую очередь, надо создавать некую новую структуру, которая лоббировала бы интересы инициативных русских как в самой Эстонии, так и в России и ЕС. Внимательно изучала бы поступающие от них предложения и бизнес-проекты, способствовала их развитию и продвижению.
В мае 2006 года «Ночной Дозор» внёс сумятицу в стройные ряды получателей государственных, европейских и российских дотаций. Он стал настоящей народной инициативой, появился из ниоткуда, никем специально не был создан и не спонсировался. А аннотации к лекарствам на русском языке, приостановка эстонизации русских школ и телепередачи по поводу прав русских появились только после Апрельских событий в Таллине. Если бы тогда мы все не вышли на защиту Памятника Жертвам II Мировой Войны, то навсегда потеряли бы как остатки самоуважения, так и уважения других, окончательно превратившись в «русскоязычную» обслугу новоявленной эстонской «элиты», и боялись бы заявлять даже об элементарных своих правах. Но мы вышли, и как верно сказал писатель Лукьяненко: «этот бой, как и бой в Брестской Крепости не мог быть выигран, но он был дан».
Как бы не пытались власти обманывать общественность Эстонии, «Ночной Дозор» никогда не был экстремистской организацией и всегда принимал участие во всех попытках решить конфликтные ситуации законными способами. Активисты Дозора участвовали также и во всех проходящих в стране выборах, пытаясь провести своих представителей в государственные и европейские структуры, чтобы влиять на ситуацию в стране не только путём митингов и пикетов, но и через органы власти. Участвуем мы и в очередных октябрьских муниципальных выборах, баллотируясь в Избирательном Союзе «Список Кленского-Русский Центр». Этот Союз собрал патриотично настроенных, умных, образованных и достаточно амбициозных людей, таких как юристы и правозащитники: Сергей Середенко и Мстислав Русаков, социологи: Юрий Журба, Дмитрий Михайлов, Андрей Ширяев, пресс-секретарь «Ночного Дозора» Лариса Нещадимова, Председатель Эстонского союза ветеранов Афганистана и локальных войн «Боевое братство» Карл Пакс и Председатель Таллинского отделения "Боевого братства" Олег Куликов, несгибаемые Клаус Дорнеманн, Максим Демидов, Андрей Петров, Марк Сирык, Дмитрий Сухорослов, Артур Тамме, Председатель профсоюза безработных "Garant" Владимир Беляков, которые никак не вписываются в современный властный корпоративный расклад. Трудно представить, что эти люди, войдя во власть, предадут всех нас и будут устраивать какие-то свои личные делишки, подобно Сергею Иванову и Татьяне Муравьевой.
На последних выборах Димитрий Кленский набрал голосов избирателей больше, чем все остальные прорусские партии и организации и игнорировать это нельзя. Отметим, что в названии Союза используется слово «русский», так как наши избиратели также в основном русские. Надоело уже быть безродными «русскоязычными» (прозвище, которое навязано нам властями и которое мы, в угоду им, а также не желая обидеть немногочисленные нерусские меньшинства в Эстонии, прилепили к себе сами)
Конечно, конкурировать с теми, кто у власти сейчас, нам очень трудно (средств нет, общественное мнение определённым образом обработано, все неподконтрольные властям русские газеты закрыты). Но даже если нас снова не допустят к принятию решений на муниципальном уровне и распределению бюджетных средств, всё равно мы сделаем ещё один шаг к разумной и действенной консолидации русской общины. Ну, а если народ за нас всё же проголосует и представители «Ночного Дозора» окажутся в Таллинской горуправе, то это для многих эстонцев будет шоком, сравнимым с «Бронзовой ночью», а у русских предпринимателей наконец-то появятся свои лоббисты в органах власти.
Но русских избирателей призывают голосовать за центристов, утверждая, что остальные Избирательные союзы русских только размывают голоса, способствуя тем самым приходу к власти реформистов. Может быть и так. Но пора уже перестать прятаться за спину центристов, тем более, что наши права и интересы они особо и не отстаивают. Надо учиться защищать себя и добиваться своего самим. Тем более, что определённый успешный опыт в этом уже есть.
От редакции: Александр Коробов, называя имена кандидатов из Избирательного союза "Список Кленского - Русский центр", не указал себя. Из скромности. Восполняем этот пробел: Александр-один из основателей "Ночного Дозора" в мае 2006 года. В апреле 2007 попав в концлагерь для русских в D-терминале, позвонил оттуда Кленскому и стал одним из первых, кто рассказал общественности о том, что там на самом деле происходит. На следующий день этот концлагерь прикрыли-Л.Н.