Евгений Осиновский – член Рийгикогу, социал-демократ, баллотировавшийся в парламент от Ида-Вирумаа, – претендует на место мэра Нарвы. Он займет эту должность в том случае, если его партия наберет достаточное количество голосов на местных выборах, которые состоятся осенью нынешнего года.
Воспользовавшись очередным приездом Осиновского в наш город, мы задали ему несколько вопросов.
- Евгений, ваша кандидатура была предложена партией на должность мэра Нарвы…
- Сразу хотелось бы отметить, что меня на эту должность выдвинула не Социал-демократическая партия. Правление Нарвского отделения партии сделало мне предложение возглавить избирательный список, и я его принял. То есть местные выборы не обсуждаются на уровне партии, это местное дело.
- Так или иначе, вы готовы, в случае положительного для социал-демократов развития событий, ради работы в Нарве отказаться от места в парламенте?
- Если наши планы осуществятся и нам удастся получить большинство в Нарвском городском собрании, то да, я готов стать мэром Нарвы.
- Почему? В чем, собственно, причина вашего согласия?
- На протяжении лет, в течение которых я занимаюсь политикой, мне все больше кажется, что необходимо открывать Нарву для всей остальной Эстонии. Менталитет местной власти таков, что вся страна против этого города, в том числе и правоохранительные органы, которые на разных уровнях занимаются подрывом местной горуправы. Нарвские власти не общаются со всей остальной страной, что приводит к тому, что государственная власть ничего общего с Нарвой иметь не хочет. Страдает в конечном итоге развитие города и, разумеется, живущие здесь люди. Можно вспомнить здесь интервью с бывшим вице-мэром Нарвы Александром Людвигом (ныне вице-канцлером Министерства социальных дел), который вспомнил, что, придя после учебы в университете в Нарвскую горуправу, обнаружил, что ни один чиновник управы не общается с Министерством соцдел… То есть, повторю, нужно решать вопрос возвращения на карту экономической, политической, социальной жизни Эстонии Ида-Вируского уезда вообще и Нарвы в частности. Это интересно лично мне.
- Часто ли вы бываете в Нарве? Как близко знакомы с жизнью нашего города?
- Последний год, после того как я стал председателем Ида-Вируского отделения Социал-демократической партии, я приезжаю в уезд, в том числе и в Нарву, почти каждую неделю. Конечно, люди, прожившие здесь всю жизнь, знают о Нарве намного больше. С другой стороны, я думаю, что взгляд извне очень полезен. Его отсутствие приводит к какому-то застою, я это вижу, общаясь со своими знакомыми, которые провели в Нарве двадцать лет. Сюда же можно отнести и мою критику нарвской политической оппозиции. Часто эти люди способны говорить лишь о том, как в городе все плохо по вине властей, предложить же что-то конструктивное могут не всегда. Так что, полагаю, свежая кровь – это неплохо.
- Вы политик, Евгений, а должность мэра подразумевает все-таки административно-хозяйственную работу. Как вы намерены постигать эти аспекты?
- Да, работа мэра по большей части хозяйственно-административная. Но при этом один из самых важных моментов – это управление командой. Один в поле не воин, поэтому для хорошей работы мэрии нужна хорошая команда. Вопрос, скорее, не в том, разбираюсь ли я лично в каждом аспекте городской жизни, а в том, умею ли я управлять людьми. Думаю, что за последние пару лет руководство командой внутри партии дает мне право быть уверенным в том, что я мог бы справиться и здесь.
- Нынешнюю команду в Нарвской горуправе, по-вашему, нужно было бы сменить для более продуктивной работы?
- Я лично знаю в здешней управе людей, которые очень честно, правильно работают. Конечно же, планов проводить какую-то общую «чистку» из-за того, что чиновники принадлежат к какой-то иной партии, у нас нет. Одна из самых важных целей социал-демократов как в Нарве, так и в Эстонии в целом, – деполитизирование общественной службы. Директора школ, работники горуправы не должны принадлежать к какой-то партии, они должны просто выполнять свою работу.
- Однако в Нарве очень многие чиновники и руководители учреждений образования принадлежат к тем или иным партиям, точнее, к одной определенной партии…
- Я знаю. И для меня это не проблема. Если людей назначили на эти должности, потому что они – квалифицированные специалисты, то я не вижу, почему бы им и дальше не быть членами Центристской партии, если им близки именно эти политические взгляды. Если же люди были назначены на свои рабочие места только потому, что они – друзья каких-то личностей, а на самом деле недостойны своих должностей, то нужно будет искать тех, кто больше подходит для такой работы. В любом случае Нарву необходимо освободить от постоянной политизации жизни. Большинство людей хотят просто делать свою работу и не иметь ничего общего с политикой. Сейчас это в общественной службе просто не допускается.
- Как вам кажется, что в Нарве требует максимально быстрого и решительного вмешательства именно в городской жизни, а не политической?
- С формальной точки зрения в ближайшее время мы разработаем свое четкое видение по разным вопросам жизни в городе. И этот процесс будет происходить коллегиально, в нем примут участие как члены Нарвского отделения нашей партии, так и горожане, которые ждут перемен и готовы поделиться с нами своими идеями, как сделать жизнь в Нарве лучше. Вскоре мы откроем страницу в Интернете, где все нарвитяне смогут оставлять свои предложения; также их можно оставлять в конторе нашей партии. Наша цель – составить предвыборную платформу с использованием идей и пожеланий всех заинтересованных горожан, чтобы она была максимально приближена к народу. Получившаяся программа не будет негативной в стиле «Центристов в отставку!», напротив, документ простым языком объяснит, что изменится в Нарве к лучшему, если к власти придут социал-демократы. Если говорить о конкретных проблемах и аспектах, я знаю, что не в курсе абсолютно всего. Но сейчас мы анализируем городской бюджет Нарвы, чтобы понять, на что и как расходуются деньги. Могу привести пример: некая сумма отдается некоему изданию, которое публикует позитивную информацию о работе городской власти. Вопрос: если эту сумму передать на ремонт детских садов, в скольких учреждениях можно провести работы?
Еще одна проблема, с которой я знаком лично и которая особенно важна для людей более пожилого возраста, – деятельность квартирных товариществ. Того, что происходит в Нарве, я не видел больше нигде. Я имею в виду систематическое подделывание документов, выписывание доверенностей на несуществующих людей и так далее. Причем, увы, часто с этими нарушениями так или иначе связаны люди, входящие в горсобрание или занимающие какие-то посты в городе. Это, конечно же, абсолютно ненормально.
Один из самых болезненных вопросов Нарвы – это, разумеется, безработица. Но на выборах в этом плане можно пообещать что угодно, хоть пять тысяч новых рабочих мест, однако городская управа имеет очень ограниченные возможности для влияния на общую ситуацию. Сейчас инвесторы не хотят ехать в Нарву по разным причинам, кто-то говорит, что здесь коррупция, кто-то – что тут просто делать нечего – бассейна нет, театра нет. С другой стороны, у Нарвы колоссальный потенциал в виде восточного соседа. И налаживание конструктивных добрососедских отношений с Россией, что входит в круг государственных вопросов, очень важно.
- Как вы полагаете, сколько примерно времени должно уйти на возвращение Нарвы на карту Эстонии?
- Здесь два аспекта. Для того чтобы начать общаться с государством, нужно просто поднять телефонную трубку. Готовность со стороны министерств и госведомств однозначно есть, инициатива требуется именно от Нарвы. Что касается изменений некоторых стереотипов о Нарве, бытующих среди населения Эстонии, то это требует более серьезной и длительной работы. В последние годы ситуация, думаю, улучшается, но пока для простого туриста из других уголков нашей страны актуален вопрос «Что здесь делать?». С этим тоже нужно активно работать.
- Сколько членов сейчас в Нарвском отделении вашей партии?
- Около двухсот. Но наша идея на предстоящих выборах состоит в том, что наш избирательный список открыт для всех, кто хочет перемен в Нарве. Мы не требуем от людей членства в нашей партии, круг людей, с которыми мы хотим сотрудничать в контексте выборов, намного шире, чем просто однопартийцы.
Фото: Ирина Кивимяэ