Фонд Владимира Лебедева провел круглый стол на тему «Русский депутат в Европарламенте: миф или реальность». По мнение большинства выступавших на этот раз, в отличие от предыдущих евровыборов, активность русских избирателей может быть высокой. Очень многие из них пришли к выводу, что государство не желает решать их проблемы – а в таком случае остается уповать только на мысль, высказанную еще Остапом Бендером: «Европа нам поможет!».

Как ни странно, на круглый стол не явились представители как переживающей процесс объединения с Левой партией бывшей Конституционной, которая после слияния будет носить имя Объединенной Левой, так и ничего не переживающей (и подающей признаки жизни только эпизодически) т.н. Русской партии г-на Черепанова.

По спискам или поодиночке?

Эстония своего русскоязычного депутата в Европарламенте не имеет. Интересы русской общины Эстонии по совместительству защищает избранная от Латвии Татьяна Жданок. Есть вероятность, что на этот раз от Латвии в Европарламент пройдут уже два русскоязычных депутата. Прибавится ли к ним представитель Эстонии?

На прошлых евровыборах в Эстонии голосовало 232 тысячи человек. За единственного кандидата от партии, которая тогда называлась ОНПЭ, маардуского мэра Георгия Быстрова проголосовало 6187 человек. Для одного человека – неплохо. (С таким результатом можно и в Рийгикогу пройти. Если набрать голоса в одном избирательном округе!) Но фокус-то в том, что кандидат был один! Важно понять, сколько потенциальных избирателей и почему не проголосовали за него.

В Европарламент могут баллотироваться как партийные списки, так и отдельные независимые кандидаты. Подсчеты показывают, что одного депутата проще провести по списку, чем в качестве независимого. Но партийные списки будут закрытыми. Избиратель голосует не за конкретного кандидата, как на муниципальных или парламентских выборах в стране, а за список. Проходит тот, кто стоит в списке выше. В данном конкретном случае – под первым номером.

Не от партии, а от общины!

Владимир Лебедев, по чьей инициативе был созван этот круглый стол, Сергей Середенко и Сергей Петинов говорили о том, как привлечь ту часть электората, которая вообще бросила ходить на выборы. Потому что ничего от них не ждет.

Эти выборы должны стать общинными, а не партийными, – резюмировал директор Центра информации по правам человека Алексей Семенов.

Это значит, что партии (а лучше – одна партия; вторая только будет путаться под ногами и отбирать голоса, действуя по принципу собаки на сене. – Б.Т. ) должны отринуть свои амбиции и предоставить первые места в списках тем, кто способен:
а) собрать достаточное количество голосов;
в) отстаивать интересы своих избирателей на глазах у всей Европы.

То есть нужен человек: а) незапятнанный; в) образованный, владеющий языками, умеющий без лишних эмоций, четко, подробно и обстоятельно рассказывать о положении русских в Эстонии и отстаивать свою точку зрения. А также работать в команде. (В Европарламенте депутаты делятся на фракции.) Большинство считает таким человеком Алексея Семенова. Он отвечает всем этим требованиям.

Партии в данном случае представляют собой только технический аппарат, обеспечивающий прохождение кандидата. Но способны ли они на такой альтруизм?

Как известно, число русскоязычных граждан Эстонии начиная с 1995 года, когда в Рийгикогу впервые было проведено шесть русских депутатов, постоянно росло. А поддержка русских партий неуклонно снижалась. И в конце концов дошла до унизительно малой величины. Может быть, просто время этнических партий миновало?

Если бы развитие Эстонии шло нормальным путем, надобность в них действительно вскоре отпала бы. Часть партийцев ушла бы из политики, другая нашла бы себя в разных партиях согласно своим убеждениям: кто в правых, кто в левых.

Но развитие пошло совсем не так, как хотелось. И, как это ни парадоксально, нужда в этнических партиях в последнее время возросла. Вот только не нравится мне слово этнические. Одна из русских партий на том и впала в ничтожество, что увлеклась выяснением чистоты крови всех, кто попадал в поле ее зрения. Скорее, речь идет о партиях, отстаивающих руcскую культуру, русский язык, русское образование. Т.е. базовые ценности русской общины.

Шовинисты (будем звать их так) потерпели крах первыми. Но и остальные русские политики очень скоро безнадежно скомпрометировали себя. Продажностью. Готовностью лечь под любую силу, которая допустит их к кормушке.

Не догоню, так согреюсь?

До сих пор русские политики отличались только неумением договариваться и наступать на горло собственной песне. (Которую они тянули неприятным для слуха козлетоном.) А если и случалось прийти к соглашению, то оно вскоре нарушалось.

Если они и дальше пойдут тем же путем, то выборы в Европарламент закончатся для них очередным провалом. Возможно, они наберут чуть больше голосов, чем прежде, и назовут этот провал хорошей разминкой перед муниципальными выборами. Мол, не догоню, так согреюсь.

Но на самом деле эти выборы – не только последний шанс для русской общины объединиться на основе базовых ценностей, но и самый последний шанс для русских партий уцелеть на политической арене. Из них и так ушли люди, когда-то составлявшие их интеллектуальный потенциал. Свойственная интеллигенции нерешительность не давала им сделать следующий шаг. Но может настать время сделать этот шаг и создать новую партию. Свободную от всех тех грехов, которые налипли на имеющиеся.

К чему в Европарламенте партфункционер, который лично не способен и двухсот голосов набрать? Точно так же там не нужен и хозяйственник, который без крепкого словца выразить свою мысль затрудняется.

Ради общих интересов нужно учиться жертвовать личными. Именно такая мысль прозвучала на кругом столе.

Обсуждение закрыто

Вход на сайт