Современное политическое состояние Европы в общем и Эстонии в частности свидетельствует об одном обстоятельстве, которое сегодня уже нельзя игнорировать. Нынешняя политическая элита не в состоянии грамотно и эффективно разрешать ни существующие проблемы, ни оперативно и объективно отвечать на вызовы современной жизни.
События на Украине доказали это совершенно отчетливо. Особенно явно это выявилось в позиции Европарламента, депутаты которого так и не поняли того, что произошло в Крыму и Киеве. Слишком сильны стереотипы, верность партийным догмам в ущерб здравому смыслу и преданность прежде всего своему партийному руководству, а не своим избирателям.
Уверен, что только с появлением новых политических лиц, которые будут прежде всего преданы своим избирателям и своей стране, появится реальная возможность изменения в лучшую сторону деятельности не только евроинститутов, но и национальных правительств. Чем больше в Европарламенте появится депутатов независимых от партий и движений, которые будут руководствоваться исключительно здравым смыслом, тем легче и эффективней Европарламент сможет принимать свои решения, направленные на благо как всего сообщества, так и отдельных его членов.
Поэтому я считаю, что в качестве независимого депутата Европарламента от Эстонии могу принести своей стране пользу. На чем зиждется моя уверенность? Кроме вышенаписанного, на моих политических и экономических предпочтениях.
С моей точки зрения, в Эстонской республике сегодня существует целый ряд проблем, которые можно попытаться решить с помощью активной деятельности в Европарламенте.
Каковы проблемы Эстонии и как их можно решить?
1. Национальный вопрос.
После 23 лет независимости опытным путем (к большому сожалению наших жителей опытом повседневной жизни) установлено, что реальный, активный эстонский национализм вовсе не способствует становлению нормального гражданского общества. И, как показывает опыт Украины, если не примирить разноязычные общины никакого конструктивного, поступательного развития экономики в стране не будет, скорее наоборот. Как следствие этого Эстония так и останется одной из бедных стран Евросоюза, несмотря на формальные показатели развития экономики. Уровень жизни определяется вовсе не уровнем ВВП, а наличием еды, нормальной медицины и образования, размером пенсии.
Для примирения в национальной сфере необходимо:
- закрепить на уровне Основного Закона статуса Эстонии, как многонационального государства,
- радикально переработать Закон о языке,
- расформировать «Языковую инспекцию» и предоставить самим работникам и работодателям решать эти вопросы,
- предоставить возможности безусловного права на получение гражданства Эстонии всеми лицами и их потомкам, проживавшими на законных основаниях в Эстонской Советской Социалистической Республике на момент восстановления независимости 20 августа 1991 года.
Я последовательно выступаю за демократичное решение проблемы использования языков национальных меньшинств с учетом существующих общественно-исторических реалий, в соответствии с европейскими стандартами. Понятно, что я активно не приемлю любых действий, направленных на искусственную ассимиляцию неэстонского населения и более того, вытеснение его из страны.
Общество Эстонии должно избавиться от культивирования исторических обид, отказаться от подозрительности и нетерпимости по отношению к людям иного этнического происхождения или расовой принадлежности. Каждый человек должен иметь возможность общественного признания с учетом его пользы для общества, моральных качеств и способностей. Эстонское общество должно стать включающим – активно интегрирующим в себя всех его членов, уделяя особое внимание детям, пожилым людям, инвалидам, безработным и другим социально незащищенным категориям населения.
Права человека не могут быть обеспечены без отказа государства от политики этнического доминирования.
Хочу особо подчеркнуть, что реальная многонациональность эстонского государства не является ни положительным, ни отрицательным явлением, а объективным фактом нашей жизни. И основная задача выборных органов всех уровней заключается в том, чтобы своей деятельностью преодолеть отчуждения народа от государства и обеспечить действенное участие всего населения в управлении государством. Для этого, прежде всего, следует восстановить всеобщее избирательное право и ликвидировать массовое безгражданство. Кроме этого, как гарантию развития демократических принципов свободы выбора я считаю необходимым ввести институт двойного гражданства для всех желающих.
2. Социальные аспекты жизни в Эстонской Республике.
Размер социальных пособий и пенсий, система льгот должны обеспечивать достойный уровень пропитания, жилья, медицинской помощи, соответствующий условиям Европейского союза.
Система социальных гарантий, включающая качественное улучшение оплаты и защиты труда, должна остановить экономическую эмиграцию жителей Эстонии.
Уровень минимальных пенсий по старости и инвалидности необходимо привести в соответствие с продолжающимся ростом цен. Пенсия по старости не должна расцениваться как прожиточный минимум. Это не подачка правительства и Рийгикогу, это благодарность государства человеку за годы отданные работе на благо и процветание страны. Пенсия должна дать возможность не только для выживания, но и для полноценного удовлетворения своих духовных и иных потребностей;
Бюджетные расходы на здравоохранение должны быть увеличены, необходима реорганизация работы медицинских учреждений, включая:
- сокращение очередей;
- возможность прямого обращения к врачу-специалисту, минуя семейного врача;
- доступность экстренной помощи на дому.
Следует обеспечить бесплатную вакцинацию населения и бесплатное ежегодное профилактическое обследование для предупреждения хронических инфекционных, раковых и сердечно-сосудистых заболеваний, начиная с детских садов, школ, вузов и трудовых коллективов.
Требуется дотирование медицинского обслуживания и приобретения лекарственных препаратов для малообеспеченных жителей, инвалидов и лиц с хроническими заболеваниями. Оно должно покрывать реальные потребности, в том числе и в отношении ассортимента используемых лекарств и услуг. Надо прекратить издевательскую практику переаттестации инвалидов с пожизненными увечьями и сохранить льготы инвалидам после достижения ими пенсионного возраста. И наконец, перестать практиковать позорную практику игнорирования ветеранов антигитлеровской коалиции, а напротив предоставить им официальный статус и соответствующие льготы.
Что касается системы образования, то, как я уже отмечал, необходимо отменить дискриминационные нормы использования государственного языка в системе школьного и профессионального образования, предоставив возможность выбора языка обучения школьным самоуправлениям.
Следует восстановить систему подготовки учителей для русских школ и школ других национальных меньшинств.
Следует ввести в школах справедливое изучение двух языков – эстонского и русского. Необходимо коренным образом повысить квалификацию соответствующих педагогов и качество преподавания.
Я выступаю за прекращение бессистемных экспериментов в сфере образования, проводящихся без учета потребностей общества и мнения родителей учеников.
Эстонии необходимо восстановить научно-исследовательский институт педагогики для разработки и квалифицированной оценки новых программ, учебников, пособий, в том числе и для билингвального образования.
3. Безопасность.
Внутренняя безопасность страны - это, в первую очередь, охрана жизни и здоровья населения, сохранение имущества и собственности, охрана общественного порядка. И это должно стать для государства абсолютным приоритетом. И поэтому я категорически выступаю за максимальную деполитизацию правоохранительных органов. Критериями отбора для работников этих органов должны быть профессионализм и эффективность предшествующей управленческой деятельности. При назначении на должность недопустима любая дискриминация, и в первую очередь по этническому признаку.
Государство должно сделать все возможное для повышения статуса и престижа работника полиции. Заработная плата, социальные гарантии и условия труда работников МВД должны обеспечить конкурентоспособность этого ведомства на рынке труда.
Особое внимание следует уделить совершенствованию сети участковых инспекторов и полноценной патрульной и спасательной службы.
Что же касается потенциальных внешних угроз, то задачей правоохранительных органов в этом случае – это противодействие международному терроризму, международной организованной преступности и наркоторговле, а отнюдь не борьба с политической оппозицией, которая есть неотъемлемая часть демократического государства.
Концепция безопасности безусловно включает и аспект внешнеполитический. Я считаю, что единственным гарантом нашей безопасности является МИД, точнее, его деятельность. Хочу подчеркнуть, что существование в нынешнем виде Армии обороны Эстонии (Eesti Kaitsevägi) и Союза обороны (Kaitseliit) в современное время совершенно излишне, т.к. они не в состоянии обеспечить ни защиту, ни оборону нашей страны и поэтому система и концепция безопасности нуждается в кардинальном изменении. Наличие вооруженных сил в Эстонии дает лишь иллюзию безопасности и увеличивает государственные расходы. Российская армия, для противостояния с которой собственно и были воссозданы после 1991 года эти структуры, обладает столь сокрушающим превосходством, что в случае любого вооруженного конфликта с РФ Эстония станет лишь полем боя наших союзников по НАТО с частями российской армии, а не местом, где мы смогли бы, подобно нашим финским соседям в далеком 1940 году отстоять нашу независимость. Отсюда неизбежно следует вывод, что для нашей республики главное – это наши дипломатические усилия по недопущению подобного сценария. Это и вхождение в оборонительный союз НАТО, и усилия МИДа, и деятельность наших депутатов в Европарламенте, и, наконец, поддержание социального мира и сотрудничества внутри республики. Те средства, которые мы ныне расходуем на оборону (содержание воинских контингентов, военной техники, вооружения и т.д.), лучше потратить на МВД, медицину, пенсии и образование.
Исходя из всего вышесказанного в чем я вижу свои задачи, как независимого депутата Европарламента от Эстонии?
Сегодня любому жителю Эстонии ясно, что правительство и власть предержащие плохо слышат (или вовсе не обращают внимание) глас народа, не хотят ничего менять, и считают свое место пожизненной синекурой. Вот для того чтобы их поставить на место и требуется депутат Европарламента, который представлял бы не какую-либо партию или движение Эстонии, а представлял лишь своих избирателей любой партийной принадлежности, конфессии и национальности. Согласитесь, любой депутат избранный от любой партии, как бы он себя не позиционировал, выполняет лишь волю партии или его руководства. И лишь тот, кто зависит только от своих избирателей сможет бескомпромиссно спрашивать и требовать от исполнительной и законодательной власти республики. И спрашивать до тех пор, пока правительство не пойдет на пересмотр позиции, не отвечающей не только букве, но духу принятых решений. Только такой депутат сможет объективно и добросовестно донести до Европы истинное положение дел в Эстонии (обнищание народа, положение детей, вопрос неграждан, языковой вопрос и прочее) так как правительство врет и не показывает истинное положение народа, а только рапортует об успехах. Именно такой депутат сможет настаивать на защите, прежде всего, интересов жителей Эстонии, а не партийных и клановых интересов. Хватит заниматься представительством, пора работать и решать насущные проблемы Эстонии, используя для этого все возможные рычаги Европарламента и Евросоюза. В Европе должны услышать голос простого народа Эстонии, его чаяния и проблемы.
И последний вопрос – а почему таким независимым депутатом Европарламента от Эстонии должен быть я, Сильбер Дмитрий?
Мне 52 года, я эстонец, родился на Украине, учился в Москве, живу и работаю в Таллинне с 1986 года. Говорю на эстонском, русском, украинском, английском. У меня два высших образования (биологическое и юридическое) и большой жизненный опыт. У меня трое детей и мне нравится моя Эстония. За свою жизнь я общался с очень большим количеством самого разного народа: от жителей «черного континента» до жителей Приморья и Вьетнама, от жителей благополучной Европы до жителей не очень благополучной Украины и России. Я умею договариваться о сотрудничестве с самыми разными людьми.
Мне ужасно надоело, что наши избранные деятели очень много и правильно говорят, но никто ничего не делает. И при этом все они находят совершенно феерические поводы, оправдывающие эту позицию. Мне очень надоело, что ни меня, ни моих знакомых, друзей, родственников, а также их знакомых, друзей и родственников никто ни о чем не спрашивает, но всегда все там наверху замечательно знают о том, что мне надо или не надо. Вот я и хочу прервать эту дурную практику, которая сложилась в нашей стране. И я никогда не забуду о том, кто я есть, кто меня выбрал и для чего.