Идея объединения кандидатов в депутаты парламента – «Русской сборной» возникла в конце минувшего года, за три месяца до выборов, которые состоятся 6 марта 2011 года. Эта идея предложена председателем правления MTÜ «Вместе» («Vmeste») Ларисой Нещадимовой.
Подоплека проста – представлявшие до сих пор интересы русского населения страны «Объединенная Левая партия Эстонии» (ОЛПЭ) и «Русская партия Эстонии» (РПЭ) сами уже не могут рассчитывать на успех. Выход – в единой команде, составленной из членов этих двух партий и беспартийных русских общественных деятелей.
Кому «Русская сборная» не по нраву и почему?
Это предполагало, что одна из названных партий должна была пожертвовать своими амбициями и идти на выборы по избирательному списку другой партии. Участие двух маломощных партий в выборах привело бы к распылу сил и голосов избирателей, и ни одной из них не удалось бы преодолеть 5-процентный рубеж – кто набирает меньше голосов избирателей, к дележу депутатских мандатов по закону не допускается.
Члены «Русской сборной» – беспартийные, независимые кандидаты, не имеющие отношения к «Русской партии Эстонии». Но, согласно правилам выборов, участвовать в них можно либо независимым кандидатам, либо по партийным спискам. Последнее предпочтительнее для общего успеха. «Сборная» решила идти на выборы по избирательному списку РПЭ, так как ОЛПЭ отказалась принимать ее в состав своего партийного избирательного списка. Как сказал сопредседатель партии «левых», они «не считают правильным выделять в политической программе отдельной строкой защиту русского национального меньшинства». Заметьте: меньшинства, составляющего четверть населения Эстонии!
В итоге эти т.н. «левые» не только не захотели идти на выборы под знаменами «Русской партии Эстонии», но, отказавшись от своих левых идей, включили своих представителей в эстонскую партию «Народный союз». Сделано это исключительно ради амбиций их лидера – мэра Маарду (города-сателлита Таллина) Георгия Быстрова.
Но «Русская сборная» состоялась.
Правда, уже сейчас в СМИ на русском языке началось ее очернительство. Тон задают русские, входящие в Центристскую партию, которая, годами имитируя заботу о русском населении, сумела привлечь на свою сторону более половины русского населения страны.
В процентристской газете «Столица» Борис Тух, не приводя ни одного факта, обвиняет членов «Русской сборной» в том, что они идут на выборы не из идейных соображений, а меркантильных. При этом автор пишет, что у «сборной» нет никаких шансов. Так о каком меркантилизме вообще можно говорить? Держащий сторону центристов правозащитник Алексей Семенов называет кандидатов «сборной» «разношерстной компанией». Русский центрист, вице-мэр Таллина Яна Тоом (Литвинова) считает, что за «Русской сборной» стоят силы, противостоящие центристам и их лидеру мэру столицы Эдгару Сависаару. Договариваются даже того, что «Русская сборная» сформирована на деньги реформистов.
И все это объяснимо – в стране с моноэтнической идеологией и государственной практикой, определяемой тезисом «Сначала – права эстонцев, потом – права человека», нет ни одной партии, ни одной политической силы, которая включила бы в предвыборную программу пункт об устранении межэтнического неравноправия. Кроме «Русской сборной»!
Не ради выгоды партий, а ради избирателей
«Русская сборная Эстонии» идет на выборы, прежде всего, ради пробуждения избирателей. Как и в 2007 году наш электорат находится под тотальным информационно-пропагандистским давлением Центристской партии, которая вместе с властью (по оценке правозащитника Алексея Семенова, ее «заслуги» в этом равны 85%) сделала, начиная с 1995 года, все, чтобы к 2003 году уничтожить самостоятельное русское политическое движение. В ежегодниках КАПО (Департамент охранной полиции Эстонии. – Ред.) последних лет наша эстонская охранка, не стесняясь, называет это своей заслугой. Более того, уже на выборах 2007 года Москва решительно и мощно, и не только в интересах бизнеса, поддержала центристов, де-факто ставших партией, за которую голосует большинство граждан ЭР из числа неэстонского населения. Наконец, самое активное участие в массовом очернительстве русских партий и политиков многие годы принимали самые рейтинговые местные СМИ на русском языке. В последние годы перед выборами русским политикам практически закрыт доступ на газетные полосы и в эфир, часто даже тогда, когда они готовы оплатить публикацию или выход в эфир.
Чем отличаются члены «Русской сборной Эстонии» от других русских и русскоязычных кандидатов в депутаты, идущих на выборы по спискам эстонских партий?
Члены «сборной» – это те русские политики, которые не отказались от своих идей содействовать формированию нормального эстонского государства (гражданского общества). Это те, кто продолжает обращать внимание общественности на необходимость искоренения вопиющего межэтнического неравноправия. Это те, кто при этом не ушли из политики и не подались в эстонские партии, которые все без исключения, включая и Центристскую партию, «русский вопрос» не решают (а в лучшем случае лишь говорят о нем для отвода глаз).
В условиях, когда русских политиков целенаправленно вытесняют с политического поля Эстонии, они продолжают считать важным и необходимым разъяснять неэстонскому населению, что нельзя мириться с чудовищной межэтнической несправедливостью, нельзя «идти в рабство, уважая свободу других». Но для этого у русской общины должен быть рупор в представительных органах власти – в том числе в Рийгикогу (государственное собрание, парламент Эстонии. – Ред.). С мнением парламентария в Европе еще считаются.
И еще: наш отказ принимать межэтническое неравноправие как данность, как неизбежность, это вовсе не сотрясание воздуха (капля камень точит), как кажется нашим оппонентам. Речь идет об искоренении проблемы, которая мешает развитию всей Эстонии, нашему государству. Те партии, которые этого не понимают, живут заботой только о своем сегодняшнем успехе, мы же думаем и о завтрашнем дне Эстонии.
Поэтому мы призываем избирателя не отмалчиваться, не верить мифам центристов (в том числе по реформе т.н. русскоязычной гимназии), а отдать голос за нас, чтобы в парламент избрали не окопавшегося в эстонской партии некоего «посредника» русских, а непосредственного представителя трети населения страны. Только такой депутат способен во всеуслышание заявить о межэтническом неравноправии в Эстонии и приступить к диалогу с парламентскими партиями, причем к диалогу равноправному.
Избиратель не должен отказываться от голосования, ссылаясь на отговорки о том, что «русские политики слабые», что они «ничего не решат». Да, русские политики слабы, но в эстонских партиях они еще и трусливы! Вот почему главным действующим лицом на этих выборах должно стать русское и русскоязычное население. Общество и государство должны услышать его голос не в защиту пострадавшего от внутриполитических эстонских разборок Э. Сависаара (председатель Центристской партии, мэр Таллина. – Ред.), а в защиту себя, своих детей, своего небезнадежного будущего, а значит, и всей Эстонии.
Этот голос должен заявить, что русские недовольны своим неравноправным положением. Если этот голос будет отдан центристам, то это будет означать смирение – согласие неэстонского населения и в дальнейшем на свое неравноправное положение.
В интересах не «спонсоров», а населения
Учитывая стремление русских центристов уничтожить даже остатки самостоятельной русской политики в Эстонии, мы надеемся на избирателя. Если не сегодня, то потом, рано или поздно они очнутся и поймут, в какой «сон» повергают их центристы, убаюкивающие обездоленного русского пустыми обещаниями, «обернутыми» в красивые демократические словеса. 6 марта мы узнаем, насколько прозрел русский избиратель по сравнению с парламентскими выборами 2007 года.
И если кому-то очень хочется нашего проигрыша, то это узкопартийный интерес, но никак не государственный. Нерешенность «русского вопроса» бьет не только по русской общине и неэстонскому населению в целом, но отрицательно сказывается и на самом нашем Эстонском государстве.
Если русские политики не имеют достойного представительства в Рийгикогу, то это – и не их беда, и не их вина, а «заслуга» эстонских властей и Центристской партии, ее русскоязычных СМИ.
Но достижение 5-процентного рубежа более чем реально, если бы у нас были равные возможности в избирательной кампании, как у парламентских партий, если бы СМИ честно, без клеветы и пристрастия, рассказывали о нас своей аудитории. Почему-то русские СМИ, как правило, обращают внимание на независимых русских политиков с целью их устранения с политической сцены, но они никак (или услужливо?) не реагируют на вопиющую несправедливость всей избирательной системы в Эстонии, когда выборы проводятся фактически не для народа, а в интересах «денежных мешков». Или кто-то не согласен с тем, что богачи финансируют те партии, которые отстаивают их интересы?
Ноль внимания и на то, что из трех неэстонцев двое не будут иметь права голосовать и на предстоящих выборах. Это воспринимается как некая аксиома. Но почему? Почему русской интеллигенции, приютившейся в Центристской партии и заигрывающей с ней, не стыдно за межэтническое неравноправие, к которому на законодательном уровне центристы приложили руку не меньше, чем националисты, либералы и соцдемократы?
Мы, например, ставим вопрос о всеобщем избирательном праве для всех постоянных жителей Эстонии. Это что – несправедливо? Это – нереально? Если не реально сегодня, то только из-за безразличия социал-демократов и Центристской партии. Особенно удивляет то, как не видят этой несправедливости русские центристы.
Повторюсь еще раз: мы рассчитываем на избирателя. Это, прежде всего, ЕГО выборы, он должен понимать, что дело не только и не столько в «плохих» русских политиках (а что полезного сделали русские центристы в Рийгикогу за многие годы, а что сделали для облегчения положения неэстонского населения избранные голосами русских Эстонии евродепутаты-центристы?). Сегодня все решает голос граждан-неэстонцев, которые должны определиться: или эгоистическая забота только о личном благополучии, или хотя бы беспокойство о положении 350-тысячного неэстонского населения.