Перспектива очередных выборов в Рийгикогу принимает все более четкие очертания. Все партии и движения подчищают тылы и скребут по сусекам, приходя в боевую готовность. На чью сторону падет гирька предпочтений русского избирателя? Этот небольшой противовес способен перекроить все и вся в самый последний миг, как уже неоднократно и случалось, пишет в ”МК-Эстонии” преподаватель Ирина Кург.
Все пустые завлекалки, все блестящие пустышки уже использованы. Поэтому, почесывая в растерянности на сей счет затылки, основные игроки спешат отметиться пока у эстонского электората. Ну, а русских поманим как-нибудь по обстоятельствам, ”на потом”!
С некоторыми все ясно
С реформистами и IRL все ясно. Они никогда не распинались в любви к чужакам, их пара-другая неуклюжих шагов накануне выборов в сторону русских, как всегда, ожидаемы и даже принесут какие-то голоса.
Небо над реформистами кажется ясным еще надолго: у них четко налажено восполнение поголовья интеллигентного вида бабушек с буклями, в силу гарантированности определенного жизненного стандарта живущих-доживающих в иллюзиях прошедших дней. Дней, когда можно было отбывать часы на непыльной работе, приятно обсуждая за кофе новости культуры, дела соседа, фасончики ”Бурды”… И мечтать, мечтать о возврате свободы! И чтоб вдохновенные волны фимиама затмевали не только соседский навоз, но и собственную интеллигентскую гниль.
Основа IRL — любовь к Родине — это вам не брезгливо оттопыренный ноготок. Разумеется, там не все так просто, но стержень именно таков. Реверансов в сторону русских честно в планах нет. И как ни кажется странным, именно это дает надежду на разумный диалог. Пусть не в самой близкой, но все же реальной перспективе. Уже сейчас русские голоса для них, местами, чувствительны.
Позиции центристов и социал-демократов в русском вопросе совсем иного качества. Изначально смело заявившие о ценности для себя отношений с Россией центристы, безусловно, для русских надежнее. Но и им приходится считаться с существенной русофобской составляющей окружающих реалий. Вкупе с тем, что для самых ярых ”русских” они и сами по себе вовсе не парни-рубахи и не свои в доску, это указывает на определенную ахиллесову пяту, куда, естественно, целят все возможные конкуренты.
Дилемма для соцдема
Самый воспаленный ”Русский вопрос” нынче у социал-демократов. При общей сомнительности их долгих песен о том, что все жители — братья, их нынешнее положение просто комично. На самом деле, трагедии тут гораздо больше, поскольку социал-демократы застряли в ситуации, когда — вот она, возможность материализовать слова собственных песен — а почему-то никак! Более матерый партнер их переиграл.
Получены два важных портфеля в переходном правительстве: министра обороны и министра науки и образования. Действуйте! И что мы видим?
На фоне развернутого украинского конфликта, когда всем очевидно, почему русский Донбасс дал отпор разбендерившимся западенцам, ситуация вынуждает Свена Миксера, радостно вляпавшегося в руководство нашей военной мощью, яростно бросаться с нападками на Россию. Боюсь, что компенсировать свое падение в глазах русского электората без радикальной смены руководства партии будет крайне сложно. Тут необходимы очень грамотные и смелые действия, и вовсе на другом фронте. Либо пан — либо пропал!
Сложно сказать, сказалась ли на ситуации личная недоработка основных ”русских” в рядах социал-демократов или пренебрежение эстонцев мнением своих парадных русских гуру. Так или иначе, но выход из почти захлопнувшейся мышеловки видится только один.
Ключевой может стать фигура министра науки и образования, Евгения Осиновского. Невнятное осторожничанье в вопросе русских школ пора сменить на конкретные шаги по погашению конфликта. Только это может реально вывести социал-демократов из патовой ситуации относительно русского избирателя. Для нашей русской общины вопросы заклевывания государственным языком и образования собственных детей настолько болезненны и актуальны, что тут не удивила бы и выдача индульгенции господину Миксеру с его воинственными речами.
Использовать чужие ошибки
Необходимо использовать полный провал деятельности организации ”Русская школа Эстонии” (РШЭ), которая скатилась к чисто профессиональной ”правовой защите” на всяких форумах. Господа эстонофобы дорвались до спокойной кормушки в келейной нише. Народ это хорошо понял, о чем свидетельствует размытость содержания и потрясающая ”массовость” только что прошедшей очередной открытой конференции РШЭ. Из всего 75 участников и представителей прессы до конца досидели только 40!
Организация себя дискредитировала, но острота проблемы-то не утихла! Сейчас самое время для конкретных и прагматичных действий по исправлению ситуации. Необходимо приостановить перевод обучения русских школьников на эстонский язык и параллельно организовать и наладить там качественно иную технологию преподавания государственного языка как неродного.
Нужна ли будет в новых условиях вся эта борьба и жуткие страсти? Может, мир у нас в доме воцарится уже совсем иной?
Министерство науки и образования — тот Рим, где пересекаются все дороги, все пути решения этой давно перезревшей и очень болезненной проблемы. Вопрос в том, какие игроки будут решать ее с ним совместно? Достижение конкретного результата обеспечит доверие и уважение как небольшой или утерявшей былые позиции партии, так и конкретному лицу.
Например, есть у нас ”Институт Пушкина”, работающий во славу всего русского, давнишний заклятый друг РШЭ. Может, пришло время господину Красноглазову пересмотреть перспективы и конкретными делами поставить на бесплодных рокировках с РШЭ жирную точку?
Пора, давно пора решить русский вопрос. Для начала в нашем образовании, а там дальше видно будет. Главное — начать. И если при этом придется признать противника не таким уж и бякой, то почему бы и нет, если это заслуженно?
Не существует абстрактных и бескорыстных ”общественных интересов”. Все общественное складывается из множества очень по-разному мотивированных личных переплетений. И благодаря усилиям многих организаций и людей на общем фоне постепенно проступает результат. Каков он сложится — зависит от всех и от каждого из нас.