Вход  

   

Полезные ссылки  

   
Joomla шаблоны бесплатно http://joomla3x.ru
Константин Косачев. Фото с сайта duma-er.ru  
Константин Косачев. Фото с сайта duma-er.ru  

В воскресенье, 4 декабря, местные граждане России выбирают Государственную думу. Зачем и надо ли вообще участвовать в выборах соседнего государства? Об этом в интервью «Столице» рассуждает председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Константин Косачев.

- Как Вы полагаете, насколько сильной является реальная связь с Россией проживающих в Эстонии российских граждан, и не является ли она своего рода помехой для ощущения своей сопричастности с жизнью Эстонии?

- Как вы понимаете, довольно непросто, находясь здесь, в Москве, оценивать масштабы реальной связи с нашей страной всех тех в Эстонии, кто имеет паспорт гражданина России. Да и сам вопрос носит отчасти философский характер: что считать реальной связью? Кто больше связан с Россией – тот, кто по делам бизнеса ездит в нашу страну ежемесячно, или тот, кто уже давно не был на родине предков, но прилагает немалые усилия к тому, чтобы его дети реализовали свое право обучаться в Эстонии на языке Пушкина и Достоевского?

В моем понимании, у каждого свои соображения, по которым он не просто не хочет (или не может) обрывать нити, связывающие его самого и близких с Россией, но и считает целесообразным сохранять ее гражданство.

Для кого-то это желание сохранять в том числе и формальную привязку к Родине, но при этом оставаться там, где он живет годами, десятилетиями. Так поступают многие люди в нашем глобализирующемся мире, где роль границ уже не та, что, скажем, полвека назад.

Для других это желание иметь, так сказать, «за спиной» авторитет российского государства. Это связано зачастую и с недоверием к местным властям, боязнью оказаться один на один с несправедливыми судебными или административными решениями – иметь легальную возможность обратиться за помощью к столь влиятельному государству, как Российская Федерация, конечно же, важно.

Наконец, кому-то просто удобнее ездить в Россию с паспортом гражданина РФ, поскольку это позволяет не только преодолевать визовые барьеры между нашими странами, но и решать многие другие формальные проблемы.

Иными словами, объяснения факту сохранения российского гражданства могут быть разными. Однако, заметьте, мотивы, о которых я говорил, чаще всего имеют гуманитарный, а не политический характер. И если бы Эстония (или Евросоюз в целом – например, в том, что касается безвизового режима для взаимных поездок, чего давно и последовательно добивается наша сторона) последовательно решала все эти гуманитарные темы, то, думаю, проблема паспортов и другие темы, касающиеся русскоязычного населения, давно не звучали бы в политизированном ключе.

Это и к вопросу о том, является ли связь с Россией помехой к более тесной интеграции в эстонское общество. Я бы сказал, наоборот: дискриминационные меры ухудшают шансы на интеграцию и усиливают желание многих обращаться к России за подмогой.

Чувство причастности части населения Эстонии к русской культуре отнюдь не угрожает национальной идентичности или государственности. Уж явно не больше, чем американское кино или спускаемые сверху универсальные предписания еврокомиссаров.


- Какова бывает избирательная активность российских граждан за рубежом и каковы ваши прогнозы в этот раз?
 

Россияне за рубежом голосуют менее активно, чем в самой России: по статистике российского ЦИК, из почти двух миллионов граждан нашей страны, постоянно проживающих за рубежом, в выборах 2007-2008гг. приняли участие примерно 300 тыс. человек. Пользуясь случаем, выражаю надежду на то, что в этом году явка будет выше. Но гарантировать этого, естественно, никто не может.

Будет открыто около 400 избирательных участков в 142 государствах мира (на думских выборах в 2007 году было 350 участков в 140 странах, на президентских выборах в 2008 году – 364). Голосовать смогут все, кто достиг 18 лет и имеет российский паспорт, как состоящие, так и не состоящие на консульском учете. На участках в трех странах (Германии, Польше и Латвии) впервые установят комплексы электронного голосования с устройствами сенсорного голосования без бумажных бюллетеней. В общем, все возможное для того, чтобы создать нормальные условия для голосования, делается - слово теперь за гражданами.

Непосредственно в Эстонии крайне нужны дополнительные участки, ведь здесь согласно опубликованным на сайте ЦИК сведениям по состоянию на 1 июля 2011 года проживает 118 220 лиц, имеющих право голосовать. Для них будет открыто 9 участков http://www.rusemb.ee/news/pressreleases/26-10-2011/.

По моей оценке, этого недостаточно. Знаю, что 27 сентября наше посольство направляло очередную ноту в МИД Эстонии по этому поводу. В ответе от 7 октября эстонский МИД опять ограничил голосование помещениями, имеющимися в распоряжении российского посольства в Таллине, Нарве и Тарту. Это не наша воля, а позиция эстонских властей, с которой приходится считаться, хотя она явно ущемляет права десятков тысяч людей и, скорее всего, повлияет на статистику.


- Что, на ваш взгляд, приводит живущих за рубежом граждан РФ к избирательным урнам? Опыт Эстонии показывает, насколько трудно «зацепить» своих граждан, проживающих за рубежом, и заставить их сделать выбор. Как справляется с этой задачей Россия?

С учетом предыдущего вопроса меня больше волнует проблема: что НЕ приводит живущих за рубежом граждан РФ к избирательным урнам? Вы правильно отмечаете, проблема того, как «зацепить» своих граждан, проживающих за рубежом, стоит, наверное, перед каждым государством примерно одинаково. И она имеет очевидные объективные причины.

Ведь если человек живет за пределами своей Родины, территории обитания людей одной с ним языка, культуры, веры или расы, значит у него есть на то веские причины. Ему, что называется, здесь и сейчас важнее то, что делается в стране проживания, а не там, где его корни. Это естественно, ибо затрагивает его повседневные заботы – участие в управлении местными делами, бизнес, образование, здравоохранение, досуг… И если его лишают прав там, где он непосредственно живет, это ударяет больнее по его фактическому положению, а то и прямо по карману.

Но возможность участвовать в выборах в своей родной стране важна по другим, не столь прагматичным причинам. Тем самым человек демонстрирует, что ему небезразлична судьба его исторической родины, что он хочет быть причастным к происходящим в ней процессам (например, добиться того, чтобы в ней все было устроено так же, как в стране его нынешнего проживания, и тогда он вернется – почему бы и не такой мотив?). Здесь важно то, чтобы сама Россия давала знать каждому, кто хочет ее услышать: ей нужен и важен лично твой голос, он должен быть обязательно учтен и играть свою, пусть небольшую роль в политическом процессе. Мне кажется, в последнее время это удается донести до соотечественников, что вселяет оптимизм.

А еще, конечно, нужно упрощать сам доступ к голосованию, развивать электронную и прочие дистанционные формы участия в выборах, т.е. решать технические проблемы, ибо иногда люди не голосуют потому, что далеко, неудобно, недоступно и т.п.


- Насколько предпочтения зарубежных россиян отличаются от выбора, который делают их соотечественники в России?
 

Насколько показывает опыт, цифры по зарубежью в целом отличаются от внутрироссийских несущественно. Хотя есть различия от страны к стране – если речь идет о странах СНГ, где статистика была ближе к российской, или о западноевропейских государствах и США, где традиционно большей по сравнению со среднероссийской популярностью пользуются либеральные партии. В США на выборах в Госдуму следующими после победившей «Единой России» были две партии, вообще не преодолевшие барьер в 7%. Похожие результаты были зафиксированы в Германии, Великобритании, Нидерландах и т.д. И существенно меньшей популярностью там пользовались левые партии, что тоже объяснимо.


- К какому избирательному округу относится Эстония?


Граждане, голосующие в Эстонии, как и в других зарубежных странах, решением съезда «Единой России» отнесены к Калининградскому избирательному округу. Как решили другие партии, участвующие в выборах, не знаю.

- И в заключение - что бы вы сказали российскому гражданину, имеющему постоянный вид на жительство и хорошую работу в одной из стран ЕС, в той же Эстонии, например, узнав, что он и в мыслях не держит пойти голосовать – долго, хлопотно, холодно, и вообще «от меня ничего не зависит»?
 

Я бы сказал ему, что он не прав.

Как говорят англичане, демократия, это прежде всего – процедура. И не зависит от тебя ничего только в том случае, если ты в процедуре не участвуешь. Но собственное неучастие, как известно, не ограждает от последствий чужого участия.

Ошибка думать, что Россия где-то далеко, и свое «теплое место» в Европе никак с ней не связано.

Во-первых, само это место в последнее место не так уж «тепло». Грецию и Италию «трясет» сильнее, чем Россию. Мир меняется – сегодня уже страны БРИК рассматривают масштабы своей помощи европейцам.

Во-вторых, каждый голос – это посильное участие в определении судеб России в новом веке. Я не считаю, что они предопределены. Напротив, каждое голосование в России имеет более, как говорится, судьбоносный характер, чем во многих странах с более длительной демократической традицией. И потому если есть возможность выразить свою позицию – это надо делать. Мне кажется, любой русский за рубежом не должен быть равнодушен к тому, какой станет Россия, с которой у него и его семьи так много связано если не в настоящем, то в прошлом и, возможно, в будущем.

 

 

Обсуждение закрыто

   
Copyright © 2024 Slavia.ee. All Rights Reserved.
Joomla! is Free Software released under the GNU General Public License.
©