Если посмотреть на то, что происходит сейчас в области развития связей между Россией и нашими соотечественниками, проживающими за рубежом, то складывается достаточно странная картина.
С одной стороны, проблемы русской диаспоры обсуждаются на самом высоком уровне. Представитель соотечественников впервые выступает на съезде правящей партии. Работает программа по переселению в Россию. Постоянно проводятся культурные и деловые форумы, конференции, конгрессы…
С другой – в Прибалтике, на Украине, Средней Азии, в других регионах нарушают права наших граждан, не дают возможности пользоваться русским языком, дело доходит до прямых судебных преследований. Наши соотечественники обращаются за помощью, а российские представители либо молчат, либо отделываются общими фразами.
О причинах сложившейся ситуации мы беседуем с Виталием Скринником, Директором Института современных диаспор, доктором политических наук:
- Главное то, что в настоящее время руководство страны прекрасно понимает – наши соотечественники являются значительным интеллектуальным ресурсом, обладают большим созидательным потенциалом, способны помочь в возрождении России. Поэтому сотрудничество с диаспорой – важное направление как внешней, так и внутренней политики нашего государства.
Проблема в другом. Опираясь на свой опыт работы и в России и за рубежом именно с нашими соотечественниками, я могу с уверенностью сказать – большая часть направлений и форм работы с диаспорой, которые когда-то были нужными и эффективными, в настоящее время просто изжили себя. Более того, сейчас они просто приносят вред России.
- Виталий Михайлович, а что конкретно Вы имеете в виду?
- Например, поддержка соотечественников, а именно - материальная помощь социально-незащищенным слоям русскоязычного населения. Когда в середине 90-х годов создавались первые программы по работе с соотечественниками, то это направление было ориентировано на ветеранов войны, инвалидов, пенсионеров, для которых покупались коляски, протезы, очки, лекарства и т.д. Но через какое-то время все это превратилось в простую раздачу денег, а посольства для соотечественников стали чем-то средним между кассой и филиалом собеса. Желающих получить помощь много, средства выделяются небольшие. Начались очереди, списки, скандалы. Вместо адресной поддержки или реализации конкретных программ – простая бездумная раздача денег. В результате много недовольных и плохой имидж России за рубежом.
Есть вопросы и к Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, которая начала работать еще в 2006 году.
Очень хорошая и правильная идея, которая плохо реализована на практике. Нет представления о том, на какие страны эта программа должна быть ориентирована в первую очередь, с какими группами населения нужно работать. От соотечественников идут жалобы на бюрократизм и безразличие чиновников ФМС, постоянно меняются условия получения российского гражданства и перечень необходимых для этого документов.
Изначально ожидалось, что по этой программе приедут сотни тысяч соотечественников. В результате к 2010 году Россия приняла лишь 17 000 переселенцев и членов их семей. Ну и еще подано около 65 тысяч анкет для участия в программе. Это очень и очень мало.
Практические ничего не делается в области защиты интересов наших соотечественников за рубежом. Только Министерство иностранных дел работает в этом направлении. А вот Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество), созданное при МИД в 2008 году вообще не занимается этой работой, хотя она относится к приоритетным направлениям его деятельности.
Я думаю, что именно поэтому президент Дмитрий Медведев в мае подписал Указ о создании Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, который приступит к своей работе с 2012 года. Целью Фонда - оказание соотечественникам всесторонней правовой и иной необходимой поддержки в случаях нарушения их прав, свобод и законных интересов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права в области прав человека.
- Получается, что нет единой программы по работе с соотечественниками, которую можно было бы скорректировать, в конце концов, переписать заново, с учетом изменившейся ситуации?
- На государственном уровне есть понимание необходимости работы с соотечественниками и представление о направлениях этой работы. Существует Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», в котором обозначены практические меры по поддержке соотечественников и который предусматривает финансирование этой работы из госбюджета. А сама работа строится на базе трехлетних программ. В настоящее время на утверждении в Правительстве Российской Федерации находится проект очередной программы, рассчитанной на 2012-2014 гг.
На мой взгляд, проблема не в законах и программах, а в их исполнении. Так сложилось, что у нас, к сожалению, нет единой организации, которая бы полностью занималась проблемами соотечественников.
Посмотрите, кто у нас сейчас ведет эту работу.
Прежде всего - Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом (ПКДСР), которая была создана еще в 1994 г. при МИД РФ. Работает Комиссии по координации и взаимодействию с соотечественниками, проживающими за рубежом, при Президиуме Генерального совета Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Профильные комитеты созданы как в Совете Федерации, так и в Государственной думе РФ.
На практическом уровне разными аспектами работы с соотечественниками занимаются МИД РФ, Федеральная миграционная служба, Россотрудничество, Министерство образования и науки Российской Федерации и т.д.
Существует также целый ряд общественных и некоммерческих организаций, научных институтов и фондов, занимающихся данной проблематикой. Среди них – Фонд «Русский мир», Международный Фонд «Россияне», Институт стран СНГ, Фонд «Русское зарубежье» и многие другие.
Свои программы и органы по работе с диаспорой есть в субъектах федерации РФ и даже в Москве и Санкт-Петербурге.
Вот и получается, что много программ, организаций, людей, средств – и мало результатов. Поэтому я считаю, что структурные изменения просто необходимы. У столь важного внешнеполитического направления должен быть единый куратор, причем на уровне Правительства РФ, проводящий единую государственную политику на основе государственной программы.
- Какой, на Ваш взгляд, должна быть структура, занимающаяся работой с соотечественниками?
- Не нужно изобретать велосипед и тратить государственные средства и деньги. Например, такой структурой может стать Россотрудничество.
Это мощная организация, которая имеет развитую инфраструктуру и известна нашим соотечественникам за рубежом. Нужно только передать ей все соответствующие функции и насытить специалистами и экспертами, имеющими опыт работы с диаспорой, который сейчас там явно не хватает.
- Если такая структура будет создана, с чего она должна начать свою работу?
- С определения приоритетов и разработки конкретных форм их реализации.
Я бы, например, на данном этапе выделил бы следующие направления:
· Защита прав и интересов российской диаспоры.
· Создание целостного информационно-сетевого пространства на базе электронных и печатных русскоязычных СМИ соотечественников.
· Поддержка организаций российских соотечественников.
· Работа с молодежью.
· Работа по сохранению национально культурной самобытности российских соотечественников и расширению гуманитарных связей с Россией.
· Поддержка деловых и научных связей.
Самое главное – нам нужно создать эффективный механизм сотрудничества с различными слоями и категориями зарубежной российской диаспоры. И добиться того, чтобы этот механизм заработал.