Print
Category: Главная
Hits: 2134

Побудительным мотивом для написания этой статьи стал опубликованный на Дельфи материал «Профессор Красноглазов: собранные средства ушли на мелкие расходы». Мне не хочется рассуждать на тему морального облика героя, с которым лично знаком и к которому отношусь с уважением, а просто поговорить на тему бесплатных подарков.

Пару лет назад мне самому довелось быть руководителем группы школьников, отправившихся по «Золотому кольцу» России. Поездка была организована при содействии Посольства России в Эстонии. К слову сказать, такие поездки организуются ежегодно, и самым большим их недостатком является задержка с информированием об экскурсии. Чаще всего о конкретных сроках становится известно в июне, когда значительная часть потенциальных участников по-настоящему насыщенной экскурсионной программы находится вне досягаемости. Информационное письмо приходит в школы, а дальше – как получится. Никогда не интересовался, сколько человек приглашают от каждой школы. Учебное заведение, в котором я работаю, получает 2-3 места. Всего группа состоит из 60-80 человек (каждый раз по-разному).

Отбор участников поездки школы проводят сами. Иногда Посольство РФ бронирует несколько мест в группе для успешных участников олимпиад по русскому языку. Насколько мне известно, в этом году к ним прибавились победители конкурса, посвященного 50-летию полета Гагарина в космос.

Моя попытка предложить находящемуся в Эстонии российскому дипломатическому ведомству провести общереспубликанский отбор натолкнулась на молчание: на электронное письмо, отправленное по адресу, указанному на сайте Посольства РФ в Эстонии, никто не ответил. Суть предложения заключалась в викторине на тему «Что ты знаешь о России?». Но это – к слову, поскольку речь сейчас не об этом.

Два года назад, когда мне выпала миссия возглавить группу из 75 школьников и 5 педагогов, участникам было предложено сдать какие-то символические суммы на организационные расходы. Как и в этом году, в 2009-ом нашлись те, кто категорически отказался вносить деньги. Их никто не принуждал, хотя уже тогда мне показался такой решительный отказ скорее вызовом, чем принципиальным решением. Предвижу отклики чутко реагирующих читателей Дельфи, готовых обвинить меня в алчности и желании нажиться на детях. Но давайте попытаемся посмотреть на ситуацию под другим углом.

Итак, предлагаемая и оплачиваемая Россией девятидневная экскурсия включает в себя все транспортные расходы, оплату трехразового питания, экскурсии и все билеты. На каждые двадцать учащихся полагается один учитель – он, разумеется, ничего не платит, но в его обязанность вменяется контроль дисциплины (кстати, практически круглосуточный), а также решение организационных вопросов (своевременное прибытие, деление на группы, проверка гостиничных номеров, заполнение времени досуга). Если у вас нет опыта такой педагогической работы, то вам очень трудно понять, почему найти на такую работу учителей-добровольцев порой оказывается очень сложно. Кстати, мне буквально на перроне Ленинградского вокзала было предложено подписать бумагу, в которой я обязался лично отвечать за всех экскурсантов. 

В девятидневной поездке дети, как правило, раскрываются совершенно с другой стороны. Лишенные родительской опеки и строгого контроля, юные туристы охотно ищут себе приключения, совершенно не задумываясь о возможных последствиях и опасностях. Для некоторых особо занимательной оказывается игра «в прятки» с педагогами. Не говоря уже о том, что среди молодежи существует стойкое мнение, что именно в таких дальних поездках и нужно сдавать экзамен на зрелость. Под последней чаще всего понимается желание попробовать все виды алкоголя, а также получить сексуальный опыт.

Я не хочу сказать, что в моей группе все школьники беспробудно пили и совокуплялись со всем, что движется. Но показательную операцию по изъятию изрядного количества алкоголя провести пришлось. Как пришлось идти поздним вечером на местную дискотеку, куда под покровом темноты тайком пробрались две половозрелые девушки – надо думать, в надежде встретить большую и чистую любовь. Кстати, замешкайся учителя еще на десять минут, неизвестно, какой именно акт пришлось бы составлять на местной танцевальной площадке и в качестве кого им бы пришлось выступать на дознании. Все это стоило нервов учителям, отправившимся в бесплатную поездку и получившим в довесок немалое количество адреналина.

В таких больших группах собираются совершенно незнакомые дети, чье поведение бывает очень трудно предугадать. И я не открою большого секрета, если скажу, что с малознакомыми людьми молодая поросль ведет себя очень по-разному. Иногда возникает объективная необходимость связываться с родителями по телефону, а иногда – с самими экскурсантами. За границей такие переговоры влетают в солидную «копеечку», и лично я не представляю, как можно было бы вынудить родителей оплатить эти расходы.

В волне комментариев раздавались советы вести строгий отчет по потраченным деньгам. Наверное, это – резонно. Правда, практика показывает, что этими отчетами никто не будет интересоваться, а если зададутся такой целью, то придерутся к любой мелочи: ведь та же распечатка поминутных телефонных разговоров не может стопроцентно доказывать, что велись они по делу.

Мое стойкое убеждение заключается в том, что поездка с делегацией школьников, собранных по всей Эстонии, должна педагогам оплачиваться. Как должны собираться какие-то небольшие деньги. Я не вижу ничего дурного в том, что от имени группы будут вручены эстонские сувениры (даже «Вана Таллинн»!) водителям, экскурсоводам, персоналу гостиниц – это совершенно нормально. Особенно, если учесть, что реальная стоимость такой поездки колеблется в пределах 400-500 евро на человека. Самое удивительное, что у детей на руках иногда оказываются такие суммы, что даже взрослым людям трудно бывает понять, зачем нужно давать их ребенку.

И последнее. «Разоблачения» непомерно дотошного анонимного родителя, опубликованные на «Дельфи», имеют целью отомстить конкретному человеку. Но месть эта не за поездку, а за откровенно высказанное мнение и совершенно по другому поводу. Я слабо разбираюсь в том, что на самом деле происходит на «соотечественном поле», но отлично понимаю, что самыми скандальными в этой организации оказываются откровенные проходимцы, неадекватные болтуны и просто живущие в прошлом люди. Меня совершенно не интересует, в какую сторону направляются идущие из России финансовые потоки (и есть ли они, эти потоки?). Но жажда непременно побольнее лягнуть оппонента находится вне моего понимания добра и зла. Это просто склочничество.

Игорь Калакаускас, учитель.