Print
Category: Главная
Hits: 14308

Не чурающийся русофобии портал rus.Delfi.ee ясно и понятно продемонстрировал итог многолетних усилий эстонской этнократии по «усмирению» и подавлению не только самостоятельной русской политики Эстонии, но и общественно-политической активности неэстонцев по сохранению своей национальной идентичности.

Сразу после недавней беседы в студии DELFI главного редактора этого портала Дмитрия Кукушкина с новым руководством КСРСЭ (Координационный совет российских соотечественников Эстонии), кстати, отчёт о которой назван предельно ясно – «Перезагрузка» в среде соотечественников в Эстонии: «Мы хотим быть понятыми и чтобы нас понимали!», этот же портал объявил о готовящейся журналистом Романом Старапоповым передаче Delfi TV «Правильные русские», в которой слово будет предоставлено группе маститых местных русофобов –  «карманных русских», низкопоклонствующих перед эстонской этнократией, шельмующих Россию и Путина и закрывающих глаза на тотальную дискриминацию неэстонского населения.

***

К слову, анонс рекламирует «видео, в котором одиозный русскоязычный общественный деятель Евгений Криштафович посылает президента России Владимира Путина в ж**у». Обращает на себя внимание, что в последнее время т.н. интеграция (читай: ассимиляция) местных русских и русскоязычных жителей осуществляют политики и СМИ, причём публично, уже и с помощью отборной русской брани и матерщины, а этой осенью уже и навешиванием оскорбительных и унижающих национальное достоинство русского и русскоязычного населения. И это объясняется далеко не только приближающимися выборами в 2019 году – нарастающая русофобия в самых разных формах и разной силы давно пронизывает всю общественно-политическую жизнь эстонского общества. Это – возмутительная и оскорбительная для русскоязычных людей диспозиция в стране, считающей себя носителем европейской культуры и лицемерно «заискивающая» в последнее время перед неэстонским населением, создающая иллюзию межэтнического равноправия в Эстонии.  

На этом фоне вырисовывается зримый фон общественно-политической капитуляции в Эстонии, как движения российских соотечественников, так и «Русского мира». Увы, именно капитуляции, именно политической деятельности. Беседа руководства КСРСЭ в студии DELFI яркое тому подтверждение. Оно заявило: «Мы хотим быть понятыми и чтобы нас понимали!», а редакция портала назвала это «Перезагрузкой» в среде соотечественников». Первые заявляют, что более не хотят, чтобы их называли «рукой Москвы», что не дадут для этого повода. Оппоненты в лице Вторые, в лице портала rus.Delfi.ee,снисходительно соглашаются, предоставляя шанс местным «российским соотечественникам» (читай: многим русским и русскоязычным жителям) интегрироваться в общество с (NB!) узаконенной этнической дискриминацией.

Об этом говорят и изложенные порталом DELFI тезисы. Вот два из них. Первый: «Российские соотечественники намерены развивать т. н. «народную дипломатию» и не собираются заниматься непосредственно политической деятельностью, либо связывать себя с той или иной политической силой. Однако они готовы вести переговоры со всеми местными политиками, которые осознают необходимость укрепления контактов между Эстонией и Россией». И второй: «В планах Совета привлечь больше внимания к деятельности структуры российских соотечественников, подробнее информируя общественность о своей деятельности, планируемых мероприятиях и, в первую очередь, о людях, занимающихся развитием русской культуры в Эстонии».

***

Если кого-то это не убеждает, то вчитайтесь в то, что высказали в ходе беседы в студии DELFI руководители КСРСЭ.

«Мы не противопоставляем себя Эстонскому государству» (а раньше разве противопоставляли или борьба за права человека в отношении соотечественников – антигосударственное действо?). «Связаться с политической силой – это связать себя по рукам и ногам – мы хотим быть свободными и ни от кого не зависеть». (А раньше, значит, были повязаны какими-то «тёмными» силами, то есть Москвой, что ли?). «Координация нужна для того, чтобы не создавать какие-либо напряжения в обществе… основное, что мы преследуем – это человеческие ценности». (Это что: одновременно покаяние и клятва христосиков в раболепстве?). «Наша основная забота – гуманитарные проблемы, хотя будем отрицательно относиться к проявлениям национализма, фашизма и т.д.». (То есть только «относиться», но не бороться против этого русофобского Зла, кстати, не угасающего в нынешней Эстонии). «Мы за всех и для всех». (Но это – пустая декларация, смесь хлестаковщины и маниловщины, её можно трактовать, как позицию «и нашим, и вашим» или признавать, что о КСРСЭ будут говорить «никто и звать никак»).  

Двусмысленность позиции нового КСРСЭ выражена и в его Заявлении по поводу открытия в Таллине Мемориала жертвам коммунизма: «Имевшим место в период существования СССР сталинским репрессиям нет, и не может быть оправдания. Однако… репрессиям были подвергнуты представители всех входящих в состав СССР республик». Позвольте, а Эстонию эта ссылка на других республик, вообще, волнует?  И ещё. Отчего КСРСЭ не открыл глаза создателям Мемориала, обществу и власти, которые «почему-то» забыли, что во время Второй мировой войны при активном содействии местных пособников нацистов были уничтожены десятки тысяч мирных жителей, в том числе жители европейских стран. Разве не логичен вопрос: а эти жертвы не достойны увековечивания их памяти? И потому стыдно за слова КСРСЭ: «Наш долг – не допустить забвения». Забвение – очевидно, вот только жертв нацизма, для имён которых не предусматривалось место на стене Мемориала.

Далее в Заявлении КСРСЭ сказано: «Мы призываем всех… руководствоваться не чувством мести, а твёрдым желанием выстраивать равноправные, взаимоуважительные отношения с соседней Россией». Помилуйте! Чувство мести к кому – к палачам жертв того же нацизма и коллаборационизма?! Ведь сами инициаторы Мемориала жертвам коммунизма прославляют служившим нацистам эстонцев, а это – десятки тысяч людей. У многих из них руки по локоть в крови мирных жителей. И это признала даже «Комиссия Якобсона», созданная в 90-е годы экс-президентом ЭР Леннартом Мери. Если КСРСЭ закрывает глаза на эту сторону проблему, то она, по сути, признаёт вину только одной стороны, кстати, во многом более чем сомнительную или преувеличенную и сознательно демонизированную.      

***

Аморфность позиции КСРСЭ прослеживается и по другим направлениям, прежде всего в отношении к этнической дискриминации. Так, тот же портал rus.Delfi.ee опубликовал новость «Выборы в Рийгикогу не за горами: русская карта обязательно будет в игре». Странно, но о спекуляциях вокруг «русской карты» русскоязычные СМИ, русские политики-бройлеры в эстонских политических партиях, активисты-общественники вспоминают только в связи с выборами. Они, как бы, осуждают спекуляции партий и политиков, привлекающих на свою сторону русскоязычных избирателей. Но, считаю важным повторить, при этом равнодушны к тому, что между выборами процветает реальная русофобия и дискриминация, что ничуть не отменяют вошедшая в последнее время в моду у эстонских властей имитация заботливости о русскоязычном населении, лицемерное заигрывание с ним и параллельно с этим осуществление агрессивной антироссийской политики.

Среди последних предвыборных заявлений эстонских партий выделяется лживая и лицемерная позиция Партии реформ, той самой, которая спровоцировала одиннадцать лет назад массовые беспорядки русского и русскоязычного населения («Бронзовые ночи»), инициировав снос в центре Таллина памятника Воину-Освободителю от немецко-фашистской оккупации. Председатель этой партии Кая Каллас цинично и лицемерно заявила: «В Эстонии у людей с разными родными языками нет разных интересов, времена, когда во время предвыборной кампании партии обращались к русскоязычным и эстонцам раздельно, давно канули в Лету». И это при том, что дискриминация русского и русскоязычного населения, хотя и не осуждается на Западе, но  признаётся. Получается, что КСРСЭ, пусть вынужденно, но по собственной воле, безразличен к русофобии, объясняющей природу дискриминации русских и русскоязычных жителей.  

Оно касается многих позиций в прямом смысле узаконенного в Эстонии ущемления прав этнических меньшинств и в основном – русского. Так, это – частичное лишение или ограничение избирательного права, системное преследование диссидентов и правозащитников. Ещё – ограничение применения русского языка, снижение качества образования в подвергнутой эстонизации русской школе, перевод любого вида обучения в государственной образовательной системе с русского языка на эстонский (начиная с детского сада). А также в сферах трудоустройства (безработица), карьерного роста. Это и отказ возвращать приходам Эстонской Православной церкви (Московский Патриархат) недвижимости, принадлежавшей ей до восстановления независимости в 1991 году.

И получается так, что КСРСЭ, отказываясь вести борьбу (а она может быть только политической) против дискриминации и русофобии, полностью соглашается, а, по сути, смиряются с позицией националистов, которые на все голоса кричат, что в Эстонии, «у людей с разными родными языками нет разных интересов».      

***

А теперь вопрос на засыпку. Как такая позиция КСРСЭ сочетается с действующим Положением «О Координационном совете российских соотечественников Эстонии»? Среди его задач значится, например, реализация российских программ поддержки соотечественников. Но и такое: координация работы по защите прав и законных интересов российских соотечественников, проживающих в Эстонии и поддержка сохранения и развития образования на русском языке.

И что, всё это – не политика, но от которой отказывается КСРСЭ? А теперь внимание! Всё  сказанное и многое другое определено федеральным законом РФ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». Этот закон исходит из того, что   «отношения с соотечественниками за рубежом являются важным направлением внешней и внутренней политики Российской Федерации». Написано, что «координационные советы соотечественников и советы (комиссии) соотечественников представляют интересы соотечественников за рубежом в органах государственной власти Российской Федерации и органах государственной власти субъектов Российской Федерации». И ещё: «Деятельность Российской Федерации в области отношений с соотечественниками за рубежом проводится в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации с учётом законодательства государств  проживания соотечественников».

То есть, КСРСЭ и движение российских соотечественников определяется российским законом в пределах (!) законодательства ЭР. Так зачем в кустах прятаться? Зачем отказываться от полноценной (в том числе и политической) деятельности движения соотечественников, да ещё и заверяя эстонскую общественность и власти в своей аполитичности? А также от решения ряда проблем, которые касаются как раз российских соотечественников в Эстонии? Ведь их решение вменено в обязанность КСРСЭ его Положением и Федеральным Законом РФ!     

К примеру, зачем стесняться финансовых вопросов, когда пункт 1 статьи 23 Закона РФ чётко объясняет: «Финансирование деятельности в области отношений с соотечественниками осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации». А пункт 3 этой статьи дозволяет создавать в России «общественные фонды и другие общественные объединения, образуемые в целях поддержки соотечественников и их общественных объединений». И что важно, это не противоречит эстонскому законодательству и международному праву. Наконец, чем объяснить непонятное  подчёркивание представителями КСРСЭ в передаче DELFI своей самостоятельности/независимости, когда пункт 4 статьи 26 Закона РФ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» чётко определяет предназначенье координационных советов?   

***

Цели и задачи их деятельности также расписаны в нескольких статьях этого закона. Но, выступая на портале DELFI, представители КСРСЭ умолчали об их обязанности поддерживать соотечественников в раздражающих официальную Эстонию сферах защиты основных прав и свобод человека и гражданина (статья 15), языка, религии и образования (статья 17),  информации (статьи 18). Тут как раз есть куда развернуться КСРСЭ и соотечественникам.

Хотя надо оговориться, что часто само российское государство инициативы не проявляет или проявляет, но с опозданием, и на запросы соотечественников той же Эстонии давно реагирует вяло или никак. Последнее касается многолетних обещаний создать различные варианты организации и финансирования (к примеру, наподобие школ при посольствах РФ) зарубежных школ и гимназий с русским языком обучения. Но это – не повод для отстранения КСРСЭ от  борьбы (и тем более анализа проблем, составления рекомендаций ) против целенаправленного уничтожения в Эстонии образования на русском языке. Вместо этого – страшно сказать, в КСРСЭ есть и открыто поддерживавшие в последние годы ликвидацию русской школы в Эстонии.

И, наконец, статья 15 о «поддержке соотечественников в области основных прав и свобод человека и гражданина».  Об этом представители нового состава КСРСЭ  в беседе на портале DELFI даже не заикнулись. Впрочем, эту сферу деятельности предшественники нынешнего Координационного Совета вовсе игнорировали или сказать политкорректно, недооценивали. Поражает сознательно вялое участие КСРСЭ или отказ от этой деятельности. Те, кто проявляет себя в сфере защиты русской школы, в правозащитной деятельности, в критике переписывания Эстонией истории, в борьбе  с героизацией нацистского прошлого не… представлены в составе и действующего КСРСЭ.

Между тем, согласно упомянутому Федеральному Закону соотечественники вправе рассчитывать на поддержку Российской Федерации в обеспечении своих основных свобод и гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и иных прав, предусмотренных международными пактами о правах человека; в своих действиях, направленных против случаев дискриминации по признакам расы, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к соотечественникам, имущественного положения или любого другого обстоятельства; в обеспечении своего права на равенство перед законом.

И в завершение. В Эстонии (население – 1,3 миллиона человек) на постоянной основе проживает около 100 тысяч граждан РФ. Они имеют согласно положению КСРСЭ приоритет перед остальными российскими соотечественниками Эстонии. Более того, они находятся под защитой России. Это – самая настоящая политика. И потому КСРСЭ не вправе заявлять об уходе из политики. Иначе, зачем нужен этот Координационный совет? Новый председатель КСРСЭ Владимир Чуйкин – известный среди старшего поколения русский общественно-политический деятель и порядочный человек. Может ему и удастся создать КСРСЭ и не ради формы. Хотя  уже поговаривают, что поезд «Русского мира» покидает и Эстонию.

Димитрий Кленский

Таллин, 21-25 сентября 2018

P.S. Этот анализ не считаю критикой. Это – печальная констатация.