В Таллине в конце ноября прошла конференция, посвященная 20-летию известного в Эстонии и в международных правозащитных кругах Центра информации по правам человека (ЦИПЧ), известного по имени его руководителей, как „Семёновский центр“. А уже 10 декабря тут же состоится еще одна, по инициативе параллельной местной стуктуры – Института прав человека, во главе которого – известный националист Март Нутт. Он назвал свою традиционную годичную конференцию: „Честь и достоинство в контексте прав человека“.

Тема – больше этическая и философская, далекая от суровых реалий жизни. И потому ее программа – контраст повестки дня, предложенной „семёновской“ конференцией, сосредоточившейся на теме бесправия национальных меньшинств в Эстонии.

 

Русскоязычные, их права и их соблюдение

Почти так назван сборник материалов („Русскоязычное население Эстонии и права национальных меньшинств“), подготовленный сотрудниками ЦИПЧ. Он издан при содействии российского Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом. В сборнике много фотографий, таблиц и диаграмм. Он состоит из трех глав.

В первой приводятся результаты деятельности ЦИПЧ по реализации проекта „Оказание бесплатной правовой помощи на русском языке и мониторинг правого положения соотечественников в Эстонии“. Он представляет интерес и для широкой общественности, так как рассматривает не только правовые вопоросы, но и нынешний политический контекст, направления этнополитики, информацию о социально-экономическом положении неэстонцев. Автор этой части главы – Вадим Полещук, сотрудник Центра и юридический советник европарламентария Яны Тоом.            Во второй части этой главы юристы Центра Елена Каржецкая и Елена Ежова рассказывают о работе ЦИПЧ в 2013-2014 годы. Руководители исследования Алексей и Лариса Семёновы.   

Во второй главе руководитель Центра Алексей Семёнов описывает политическую ситуацию во время национально-государственного восстановления Эстонского государства, борьбу вокруг формирования ныне действующего законодательства и условия, в которых приходилось работать Центру.

Третья глава написана журналистом Ильей Никифоровым. Он брал интервью, записывал воспоминания сотрудников ЦИПЧ, работавших в нем в разные годы деятельности Центра. Эту главу не отличает академизм, она написана в жанре мемуарной журналистики и ценность ее как раз в том, что знакомит с буднями правозащитной деятельности.    

Среди приглашенных – без малого сто человек, которых Алексей Семёнов назвал „друзьями и партнерами Центра“. Среди них – восемь крупных эстонских специалистов, шестнадцать зарубежных экспертов (в том числе двое из России), исследующих тематику правовой защиты национальных меньшинств. Но не все из них появились на конференции, что показывает, насколько политизирована защита прав неэстонцев.   

Известный эстонский социолог Клара Халлик отметила, что 20 лет назад она была обеспокоена, что деятельность ЦИПЧ сведется к политизации проблем языка и гражданства, но все эти годы сотрудники Центра демонстрировали профессиональное отношение к делу и рассматривали тему прав человека в самом широком диапазоне. Конечно, путь был тернист. Было и сопротивление властей, даже повышенное внимание местной охранки, были и собственные просчеты, неудачи. Но плюсы перевесили минусы. 

 

„Юбилей отметили весьма респектабельно“

Можно было ожидать, что торжество станет сугубо академическим. Адвокат, профессор Университета Лондона Билл Бауринг говорил об управляемой этнополитике в Европе после “холодной войны“. Профессор Европейского университета Виадрина Кармен Тиеле из Германии изложила современные европейские стандарты защиты меньшинств, их развитие и перепективы. Еще один представитель Великобритании – президент (2006-2010 годы) Консультационного комитета Совета Европы по рамочной конвенции защиты  нацменьшинств Алан Филипс рассказал о принципах защиты прав меньшинств.

Оживили обсуждение воспоминания директора международного департамента Датского иниститута прав человека Шарлотты Флиндт-Педерсен и директора ЦИПЧ Алексея Семёнова, которые рассказали о первых шагах Центра и его 20-летней работе. И уже совсем близки были к реалиям жизни также интересные доклады „своих“ сотрудников. Это – Вадим Полещук и Илья Никифоров. Первый рассказал о проблемах соблюдения прав человека среди этнических меньшинств и совместно с Еленой Каржецкой изложил результаты мониторинга ЦИПЧ о положении русскоязычного населения Эстонии за последние два года. Второй выступил с необычным докладом о демографической динамике русского населения Эстонии в политическом измерении. Поделилась опытом и европарламентарий Яна Тоом. Она подтвердила фактми из жизни распространенное в Эстонии мнение о том, что в Евросоюзе серьезно озабочены защитой гендерных прав и сексуальных меньшинств, но смотрят сквозь пальцы на очевидные и массове нарушения прав меньшинств национальных. 

Юбилейная конференция получилась вполне респектабельной, как отметил один зарубежный гость. От себя добавил бы, что ЦИПЧ, пожалуй единственное общественное начинание русскоязычного населения, которое не исчезло за два десятилетия восстановленной Эстонией независимости. Это тем ценнее, что проблема нарушения прав человека никуда не исчезла. А со временем становится не только неловко, но и стыдно за эстонского государство и общество, которые не только мирятся, но и считают неизбежной и естественной  дискриминацию по национальному признаку почти трети населения страны. В итоге борьбы с этим, то есть за этническое равноправие (равноправие!) русские и русскоязычные общественно-политические организации, представлявшие интересы национальных меньшинств, ушли „на дно“ общественно-политической и социально-экономической жизни страны. Те, что еще остались, а это – „политический импотент“ КСРСЭ (Координационный совет российских соотечественников в Эстонии), бессильные защитники русской школы, антифашисты и правозащитники всех мастей все больше имитируют борьбу. А вот ЦИПЧ сравним с оставшейся „на плаву“ замечательной православной колокольней, которая подобно маяку много десятилетий гордо возвышается посреди Рыбинского водохранилища, образованного в результате затопления громадной территории вместе с деревнями и городами, уникальным сельским хозяйством и храмами.     

 

Круглая дата ЦИПЧ не помешала дискуссиям

И уже совсем „оживленно“ стало в зале гостиницы Meriton Grand Conference & SPA Hotel, когда объявили „свободный микрофон“ – обмен мнениями.   

С интересом обсуждались тезисы доклада Кармен Тиеле: „И сегодня нет критериев, включая правовых, что такое национальное меньшинство – в Европе в одном и том же законе, в одной его статье может быть упомянуто нацменьшинство, в другом говорится о религиозно-лингвистической группе“; „Затрудняет защиту нацменьшинства пестрота юридического статуса его представителей – так, русские Эстонии являются и гражданами ЭР, и гражданами РФ, а третьи – „никто“, „серопаспортники“; „Возникла проблема уравнивания прав нацменьшинств с правами человека“; „Европейский суд напрямую не защищает нацменьшинства – только их права человека“; „Евросоюз не рассматривает защиту нацменьшинств первым приоритетом“; „Молодые страны Евросоюза должны были бы выполнять взятые на себя при вступлении в союз обязательства по защите нацменьшинств согласно единым стандартам, что предусмотрено статьей 2 Лиссабонского договора“.

И так, по каждому докладу. Например Вадима Полещука. На его утверждение, что в последнее время православных в Эстонии стало больше, чем лютеран, что растет число православных даже среди эстонцев, в том числе и среди эстонцев, журналист, член попечительского совета ЦИПЧ Лейви Шер возразил: мол, эта тенденция объясняется выдачей эстонским крестьянам земли в обмен за обращение в православную веру. На это докладчик спокойно возразил: так, то было когда-то, а речь идет о сегодняшней тенденции. Или когда Вадим Полещук говорил о трудностях нынешней борьбы русского меньшинства за сохранение русской школы в рамках национально-культурной автономии, то тот же Лейви Шер поспорил и с этим: мол, эта борьба была бесперспективна, так как у такой автономии нет денег на содержание „своих“ школ. На что ему в свою очередь напомнили, что эстонский закон о культурно-национальной автономии 1925 года, в отличие от нынешнего, предусматривал государственное финансирование, как школ нацменьшинств, так и самой национально-культурной автономии. Увы, в современном варианте закона это положение отсутствует. Так что есть еще за что бороться.

Были живая реакция и на содержательное сообщение Ильи Никифорова. Он заявил: „В местах компактного проживания русскоязычного населения, а именно в Таллине и в городах северо-востока республики  Центристская партия, благодаря поддержке русскоязычного избирателя и посредством местных политиков русского происхождения, уверенно контролирует муниципальные власти. Это в свою очередь дает местным русским политикам возможность  полноценного политического участия в управлении на муниципальном уровне. Фактически на политическом уровне русское меньшинство оказывается влиятельнейшей силой, но занимает в партийно-политической системе свое, тождественное социальной позиции, скромное место“. Как тут не поспорить: о какой „полноценности“ или „влиятельнейшей силе“ можно говорить, если кандидатом в депутаты и сегодня может выдвинуть себя только один из трех русских и русскоязычных жителей, то есть только те, кто имеют эстонское гражданство?

 

Правозащита, которая угождает этнократии

Некоторые недоумевали,отчего нет на конференции предствителей Института прав человека, который возглавляет Март Нутт. Их, оказывается, приглашали. Более того, они никогда не приглашают на свои мероприятия сотрудников ЦИПЧ. Казалось бы, странно, ведь этот институт все-таки отличается от еще одной одиозной правозащитной структуры – при Таллинском университете, которой руководит антироссийски настроенный правовед Эуген Цыбуленко, который известен экстремистскими призывами против России и восставших на Донбассе, а также откровенной поддержкой пронацистских настроений нынешнего руководства в Киеве. Увы, и такая, карикатурная, есть в Эстонии правозащита.    

Впрочем, не стоит питать иллюзий насчет респектабельности эстонского Института прав человека, хотя формально и их мероприятие 10 декабря (международный день прав человека) обещает стать весьма солидным по представительству докладчиков и участников, приезжающих из-за рубежа, а также новизной тем. Между прочим, среди них и такие темы – „Даёт ли НАТО дополнительные гарантии защите прав человека?“, „Изменяется ли международное право в условиях „гибридных“ войн и завуалированных агрессий?“, „Этические, правовые и социальные аспекты с точки зрения прав человека“, „Защита частной жизни (социальные сети, видеонаблюдение, др.) и личных данных“.  

Если присмотреться к проекту программы конференции, то первым делом становится ясным, ее основная тема – „Честь и достоинство в контексте прав человека“, станет прикрытием антироссийскости. Неслучайно патроном мероприятия стал сам Президент ЭР Тоомас Хендрик Ильвес, известный своими недружественными заявлениями, а порой и оскорблениями в адрес России. Это же подтверждает участие в конференции представителя известной антироссийскостью международной организации Freedom House, финансируемой на 80% Вашингтоном. Это – первая особенность Института прав человека, которым руководит Март Нутт.

Вторая– эта эстонская правозащитная стукту может довольно пространно обсуждать проблемы соблюдения прав человека национальных меньшинств в мире, но только не в самой Эстонии. Вот и тепепрь, среди докладчиков – уполномоченный Президента Украины по делам крымскотатарского народа Мустафа Джемилев, член группы ООН предпринимательства и прав человека, защитник прав коренных народов России Павел Суляндзига, которого в этом году не выпустили из России на конференцию ООН в США,лидер национального объединения ижорцев „Soikkola“ Дмитрий Харакка-Зайцев. И уже привычно, что не приглашены местные оппозиционно настроенные к эстонской власти представители организаций русского и русскоязычного населения

И третья. Каждая годичная конференция института Марта Нутт обсуждает нарушения прав человека в… России. Для этого в Таллин и нынче приглашены известные в России либералы-оппозиционеры – критики России и „путинского режима“. На панели „Вопросы свободной масс-медии и запрета независимых организаций в России“ выступят главный редактор Интернет-портала „Медуза“ Галина Тимченко, заместитель главного редактора телеканала „Дождь“ Мария Макеева, редактор „Новой газеты“ Дмитрий Муратов, член правления Greenpeace в России и лектор Таллинского университета Артемий Троицкий. Модератор – корреспондент московского бюро BBC, выходец из Эстонии, Юрий Маловерьян. Вопросы есть?

Обсуждение закрыто

Вход на сайт