Фото: Сергей Трофимов Председатель правления STV AS Олег Балан уверен, что прекратив вещание ПБК, он борется за его сохранение: если канал останется бесплатным, то большое количество зрителей сможет себе его позволить. «Вообще-то я никогда не допускал даже мысли о том, что мы выключим Первый балтийский навсегда», – задумчиво говорит он. В начале января Starman AS и STV AS в один голос заявили, что не могут выкупить права на ретрансляцию российских каналов на 2009 год, поскольку их цена выросла на энное количество процентов. Пока операторы тщетно пытались объяснить, в каком сне им привидился столь резкий скачок цен, Elion Ettevõtted AS, Telset AS, а также несколько мелких фирм подписали необходимые договоры без пререканий. В чем дело?

Под угрозой навсегда исчезнуть с голубых экранов значительного числа эстонских зрителей оказались канал ПБК, РТР-планета, РБК и РЕН-ТВ Балтия. Права на их ретрансляцию на территории Балтии, Скандинавии и Болгарии предоставляет недоходное объединение «Балтийский Союз Авторов и Вещателей» (MTÜ BALL). Член правления Союза Любовь Доманина заверила «ДД», что тарифы на ретрансляцию вышеупомянутых каналов на территории Эстонии не менялись уже последние четыре года.

Сколько стоит Первый балтийский

Starman насчитывает более 137 тысяч клиентов цифрового и аналогового телевидения по всей Эстонии, у STV зрителей чуть меньше – около 115 тысяч. В сумме компаниям принадлежит около 55 процентов рынка Эстонии, их ближайшими конкурентами являются фирмы Elion Ettevõtted AS и Telset AS. Цены на ретрансляцию зависят от аудитории: чем она больше, тем цены ниже. Составленные на льготных условиях договоры были отосланы Starman и STV еще в ноябре 2008 года, однако компании отказались их подписать.


По словам Доманиной, за право ретрансляции Первого балтийского канала BALL запросил 0,04 евро за каждого зрителя, т.е. в месяц Starman должен был платить около 5500, а STV – 4600 евро. Аналогичные предложения BALL сделал только 20 из 500 своих партнеров, остальные платят в среднем от 0,05 до 0,08 евро за зрителя в зависимости от величины аудитории.


Любовь Доманина также заверила «ДД», что за установку тарифов на ретрансляцию и подготовку соответствующих договоров отвечает исключительно руководство самих каналов. Иными словами, завышать тарифы, играя на разнице, недоходное объединение BALL якобы права не имеет. «Мы не посредники, не перекупщики, – заявляет Доманина. – Фактически мы являемся штатными работниками более 30 каналов, интересы которых представляем».


Шантаж или компромисс?

Прекратив 12 января вещание ПБК, директор по развитию фирмы Starman Индрек Ильд заявил, что его работодатель не может согласиться с 300-процентным повышением цен на ретрансляцию предлагаемых BALL каналов, так как подобные действия неминуемо отразятся на кошельках зрителей. В то же время пресс-секретарь компании Тимо Хартикайнен сообщил, что исчезновение ПКБ не повлечет за собой снижение стоимости пакетов кабельного телевидения Starman. «Причина проста. Ранее этот канал предоставлялся бесплатно, по договоренности с руководством ПБК», – уточнил пресс-секретарь.

О какой же договоренности идет речь, если, по словам Доманиной, цены на право ретрансляции ПБК не менялись в Эстонии последние четыре года? Мы попросили Ильда уточнить, на каких условиях был заключен договор с ПБК в 2008 году. «Не могу называть цифры, скажу лишь, что это были льготные условия, – ответил он. – Сейчас мы готовы заключить договор, но на старых условиях». На вопрос, стремится ли Starman получить права на ретрансляцию бесплатно, Ильд отвечать отказался.

Как выяснилось, в период с 2006 по 2008 год аналогичный договор о бесплатной ретрансляции был и у STV. Председатель BALL Олег Доманин уверяет, что он был выбит из руководства телеканала посредством шантажа.

Дело в том, что значительная часть дохода любого телеканала идет от рекламы или государственных проектов. Если канал неожиданно отключают, деньги отзываются обратно. «До 31 декабря 2005 года сигнал ПБК был действительно бесплатным, но все операторы прекрасно знали, что в новом году придется платить. STV и Starman отказались, – рассказывает Доманин. – В январе 2006 сигнал отключили и рекламодатели, естественно, начали отзывать деньги. Тогда председатель правления ПБК Олег Солодов, опасаясь банкротства, выдал разрешение на бесплатное вещание».

Председатель правления STV AS Олег Балан не отрицает, что в 2006 году Солодов пытался навязать плату за ретрансляцию сигнала ПБК. «Господин Солодов посчитал и решил, что больше денег сможет заработать на рекламе, – пояснил Балан. – В результате три года всех все устраивало: STV бесплатно доносило рекламу до зрителей, ПБК не просил денег за права на ретрансляцию сигнала».

Достигнуть аналогичного соглашения в 2009 году STV не смогло, так как с 1 января за дистрибуцию сигнала ПБК отвечает BALL. «Ситуация разрешится только, если к переговорам подключится сам Солодов, – добавил Балан. – Однако связаться с ним нам не удается».

Версия первая: жаба душит

Итак, вырисовывается первая версия, почему на самом деле отключили ПБК. Если STV и Starman три года получали сигнал бесплатно, то с какой стати им платить за него сегодня? Заключив договор с BALL, Starman должен будет ежегодно выкладывать около 66 тысяч евро или около миллиона крон. Затраты STV несколько ниже, но все равно ощутимы: 55 тысяч евро или около 860 тысяч эстонских крон ежегодно.

Главный специалист BALL Айн Соосаар утверждает, что представители STV и Starman неоднократно связывались с ним и требовали предоставить права на ретрансляцию сигнала ПБК бесплатно. Подобные предложения также сопровождались угрозами внезапного отключения канала 2 или 5 января 2009 года. «Не вижу ни одного аргумента в пользу такого решения, – заявил Соосаар. – На сегодняшний день позиция руководства ПБК – твердое „НЕТ“».

По словам Доманина, STV и Starman якобы готовы заключить договор с BALL хоть сегодня, но при условии, что цена для них будет снижена с 0,04 до 0,017 евро. «Это неприемлемо, так как, пойдя навстречу двум клиентам, нам придется понизить цену и для всех остальных».

И тут невольно вспоминаются слова Ильда о кошельках потребителей, которые, как ни странно, и так регулярно страдают от ежегодного повышения цен на телевизионные пакеты Starman. Соосаар утверждает, что рост цен никак не отразился на качестве предоставляемых компанией услуг. «Сейчас их клиенты платят уже 139 крон за пакет KODU, – говорит он. – Себестоимость этой услуги около 30 крон, остальные 110 оседают в карманах Пеэтера Керна, генерального директора компании».

Дела у господина Керна действительно идут неплохо: по версии Äripäev он занимает 99-е место в списке богатейших людей Эстонии. Его состояние оценивается в 385 миллионов крон. Владелец STV Вячеслав Рабочев занимает в этом списке 281-е место благодаря состоянию почти в 150 миллионов крон. Компании, принадлежащие этим бизнесменам, тоже не бедствуют: Starman, например, занимает 52-е место в сотне самых успешных предприятий Эстонии, позади него в списке остались такие компании, как Baltika, Neste, Eesti Ergo Kindlustus, Liviko и даже Hotell Viru.

Иными словами, трудно поверить, что два оператора кабельных сетей, ежегодный доход которых составляет десятки миллионов крон, не могут вписать в бюджет покрытие расходов на ретрансляцию ПБК. «Когда половина эфирного времени ПБК забита рекламой, то требовать за сигнал такие деньги просто-напросто нелогично, – считает Балан. – Даже для нас это чересчур дорого».

Версия вторая: культурная монополия

Любовь Доманина придерживается иной версии, почему STV и Starman отказались подписать договор с BALL. Она считает, что действия кабельных операторов сводятся к тому, чтобы BALL прекратил работу на территории Эстонии. Его место, по мнению Доманиной, должно занять недоходное объединение под названием «Европейское культурное наследие» (MTÜ EKÜ), членами правления которого являются Вячеслав Рабочев, его гражданская жена Татьяна Ольшаных и ее сестра Марина Хмелева.

Доманина считает, что если EKÜ получит эксклюзивное право на предоставление ретрансляции русских каналов в Эстонии, то конкуренты STV и Starman, т.е. те, кто работают на 45 процентов эстонского рынка, будут вынуждены смириться с любым повышением цен, которое придет в головы Рабочева и Ольшаных. Для этого представители EKÜ уже несколько лет обивают пороги российских телеканалов, предлагая удвоить, а порой и утроить сумму за права ретрансляции сигналов. Последним поддался НТВ-Мир, прервавший договор с BALL и заключивший его с EKÜ 29 декабря 2008 года.

Всего EKÜ предоставляет права на ретрансляцию уже около десяти каналам, в число которых входит канал «Здоровье», «Ностальгия», «Ретро-ТВ» и нашумевшая в последние дни «Охота и рыбалка». «Возможно, многие российские телеканалы давно согласились бы на условия EKÜ, если бы не одно „но“, – рассуждает Доманина. – Россияне предпочитают работать с проверенными партнерами и не ездить в Таллинн каждый месяц, чтобы следить за тем, куда, кому и по какой цене передают их сигнал неизвестные дядя и тетя с мешком денег».

В ходе короткой встречи с «ДД» Ольшаных заявила, что выступает за то, чтобы каждый оператор кабельного телевидения заключал договоры с телеканалами напрямую. «Тогда телезрители будут в выигрыше, – говорит она. – Сейчас они вынуждены платить 10-15 процентов посредникам за их услуги». Правда, если верить Ольшаных, остается неясным, почему НТВ-Мир заключил договор с EKÜ, а не с STV напрямую, хотя у него была такая возможность.

В результате сегодня STV покупает права на ретрансляцию сигнала НТВ-Мир у EKÜ, платя Ольшаных, если верить ее же словам, 10-15 процентов за посредничество. Наверно, эту версию можно было бы опровергнуть, если бы счета STV за ретрансляцию сигнала стали бы в 2009 году меньше, чем были, однако, по словам Олега Балана, по сравнению с прошлым годом расходы на НТВ-Мир не изменились.

Настоящая разница, по словам Ольшаных, между BALL и EKÜ заключается в том, что у «Культурного наследия» оператор может приобреcти любое количество необходимых ему каналов (даже один), в то время, как Союз авторов и вещателей настаивает на приобретении комплексного пакета выгодных ему сигналов.

Включать боятся

14 января компании STV и Starman получили от BALL письма, в которых им разрешалось продлить ретрансляцию телеканалов ПБК, РТР-Планеты, РБК и РЕН ТВ Балтия в Эстонии до 14 февраля 2009 года. Департамент по защите прав потребителя Эстонии также выдал предписание операторам о возобновлении вещания Первого балтийского канала, сообщив о возможных штрафных санкциях за необоснованное отключение сигнала 12 января 2009 года. Тем не менее на момент сдачи материала в печать, без ПБК по-прежнему оставалось около 250 тысяч зрителей.

По словам Балана, загвоздка заключается в том, что разрешительное письмо BALL не является юридическим документом, на основании которого STV имеет право вести трансляцию канала. «Иными словами, Департамент защиты прав потребителя требует, чтобы мы нарушили закон. Подобные действия чреваты уголовной ответственностью», – говорит он. Индрек Ильд также пояснил «ДД», что не знает, как выполнить предписание департамента, если Starman до сих пор ни с кем не заключил договор.

Ситуация должна разрешится в ходе переговоров, и если стороны не придут к соглашению, то 18 января STV прекратит вещание канала РТР-Планета, так как именно в воскресенье истекает срок действия старого договора.

Справка «ДД»:

Оператор Количество абонентов Чистая прибыль Число сотрудников Заключен ли договор с BALL

STARMAN AS 137 000 человек 35 859 000 крон 231 человек нет

STV AS 115 000 человек 19 790 973 кроны 258 человек нет

ELION ETTEVÕTTED AS Меньше 100 000 человек 537 081 000 крон 1300 человек да

TELSET AS Не разглашается 3 721 973 кроны 42 человека да

Источник: krediidiinfo.ee, данные за 2007 год

Фото: Сергей Трофимов

Председатель правления STV AS Олег Балан уверен, что прекратив вещание ПБК, он борется за его сохранение: если канал останется бесплатным, то большое количество зрителей сможет себе его позволить. «Вообще-то я никогда не допускал даже мысли о том, что мы выключим Первый балтийский навсегда», – задумчиво говорит он.

 

В связи с исчезновением ПБК 12 января главный специалист BALL Айн Соосаар и член правления Любовь Доманина провели пресс-конференцию, на которую были приглашены председатель правления STV AS Олег Балан, директор по развитию фирмы Starman Индрек Ильд, а также специалисты Департамента защиты прав потребителя. Но никто из гостей так и не пришел. 

 

Обсуждение закрыто

Вход на сайт