Виталий Белобровцев, преподаватель Таллиннского университета. Фото: ERR

Сегодня складывается впечатление, что наш Русский театр не знает своего зрителя. (Впрочем, это можно сказать и о нашей русской журналистике, значительная часть которой не знает своего читателя). То ли он – «театра злой законодатель» то ли «почетный гражданин кулис»… И если он первое, то как его сделать вторым? Решив эту проблему, думаю наш театр обретет и ключ к успеху. 

Сначала решили экспериментальный театр устроить, якобы, классика себя изжила - зрителю надоела. Теперь после экспериментов возвращаются на старую тропу. Я вот думаю, а может дело и не в репертуаре? В качестве постановок? В некультурном зрителе? В чем?

(Письмо доброжелательного зрителя)

Современная культура, а во многом и жизнь вообще, - это постоянная конкуренция (а потенциальному зрителю Русского театра есть, чем заполнить свой досуг, когда он есть), борьба за внимание зрителя, клиента, покупателя, читателя, посетителя и так далее. 

Особенность этой ситуации недавно точно обозначил главный редактор «Независимой газеты» Константин Ремчуков: «Никто никого особо не любит. [...] Все должны  доказывать свою состоятельность, ежедневно выдавая или конкурентоспособный продукт или услугу».

Одна из проблем нашего Русского театра, на мой взгляд, в том, что он не заряжен на будущее. Понятно, что есть планы на, так сказать, завтра. Но нет у меня, зрителя, жителя этого города и страны, ощущения того, что этот театр здесь давно и надолго.

Может быть, это связано с тем, что в обществе время от времени появляются сообщения, мнения, слухи о том, что в Русский театр ходят мало, он дышит на ладан, значит, его надо закрыть. В Русском театре часто меняется руководство, там нет постоянства, значит… Последнее в известной степени справедливо. Это печально, потому что я здесь живу и даже работаю очень давно, заплатил и продолжаю платить чертову тучу налогов и хочу, чтобы никто и никогда не сомневался в том, что русский театр в Эстонии – явление органичное, важное, нужное и, наконец, неотъемлемая часть русской культуры.

Не нужен лед, давайте пламень

Если исходить из этого положения, то можно высказать пожелание: Русский театр должен стать центром русской культуры. Не русским культурным центром, который есть, занимается своим делом и не возникает никаких слухов о том, что он должен быть закрыт, что не окупается и т.д.

В наших условиях Русский театр должен заниматься своим зрителем. Увы, да, не только собой, но и своим зрителем. И для этого есть некоторые предпосылки. Замечательно придуманная сказка «Король Дроздобород» отлично выполняет свою задачу - вовлечь детей в какой-то иной, не привычный, не обыденный, в сценический мир. И участники спектакля успешно превращают его для своих подопечных из полувиртуального, чего-то непонятного, необычного, в кусочек другой жизни, которая заканчивается аплодисментами благодарных, восторженных (и отдельных недовольных, бог им судья) родителей. И художественным потрясением юных артистов от паинек до разгильдяев.

Если Русский театр станет больше работать с детьми, а это благодарнейший зритель, можно предположить, что он будет выращивать своего зрителя для взрослых спектаклей.

Конечно, коллективу театра была бы ох как приятна картина, нарисованная нынешним юбиляром: «Театр уж полон, ложи блещут: партер и кресла – все кипит». (Прошло 215 лет со дня его рождения, а он, имхо, звучит на удивление современно!) Однако в наших условиях эта картина пишется не только творческой половиной коллектива. То, чего на мой взгляд в Русском театре нет совсем – это маркетинг. Напомню одно из определений этого явления: «Выполнение функций предприятия, связанных с реализацией товаров и услуг, деятельность в области изучения рынка, реклама, стимулирование сбыта, политика цен, организация и управление товародвижением и послепродажное обслуживание потребителя».

Давайте порождать события

Вроде бы смешно называть спектакль товаром или услугой, но в принципе это и то, и другое, И если уразуметь, что в наше время этот товар (услуга) не первой необходимости, то можно представить, сколько нужно приложить усилий, чтобы потребитель (зритель) понял, почувствовал, что да, оно ему надо!

Значит воленс-ноленс, а давайте не просто показывать свою сценическую продукцию, но и привлекать людей в театр, устраивать околотеатральные мероприятия, порождать события. И если для малышей что-то уже делается, то почему бы не поработать со старшими школьниками, со школами, в которых еще изучают пока (?) русскую литературу.

А театр, как нам теперь сообщили, собирается ставить русскую классику. Отчего не провести в нем несколько открытых уроков о том, как театр собирается работать (работает) с тем же Чеховым? А после премьеры, скажем, организовать конкурс рецензий, предварительно рассказав школьникам у них же в школе, что такое рецензия, для кого пишется, по каким законам, какими фотографиями сопровождается? И подвести итоги конкурса – уверен, что объединенными усилиями Министерства культуры и Министерства образования и науки (фигуры нынешних министров позволяют надеяться), можно будет раздобыть средства на призы или премии для такого праздника. А организовать встречу (цикл даже) с людьми, связанными с нашим театром? Да послушать одного только Александра Вячеславовича Сирина из Ленкома и всевозможных фильмов – замучаетесь приставные стулья таскать.

Возможно, этим не должен заниматься репертуарный театр в его классическом виде, но у нас ситуация космически далекая от классической, и выход из нее тоже должен быть не самым тривиальным. Разумеется, придется здесь потрудиться администрации, но если она чувствует, понимает миссию Русского театра в Эстонии, то большой проблемой это не будет. А будет - надо искать людей, которые готовы и способны осуществить эту миссию.

Есть такая русская пословица про лежачий камень, под который вода не течет. Я бы ее продолжил – такой камень еще и мхом покрывается.

Екатерина Таклая
Редактор

rus.err.ee

Обсуждение закрыто

Читайте также:

ТОП-5 материалов раздела за месяц

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт