Карл Карлович Булла (1855-1929) -   первый   фоторепортёр России, его часто называют «отцом русского фоторепортажа».

Разрешение снимать на улицах и площадях  Санкт-Петербурга и в окрестностях столицы Российской империи Карл Булла получил в 1886 году - а в то время даже художникам в городе  рисовать не дозволялось,  дабы не мешать прохожим и проезжающим.  

За 44 года неустанной деятельности Карл Булла обошёл со своим фотоаппаратом Санкт-Петербург, что называется, вдоль и поперёк  -  в его объектив попадали царские дворцы и приюты для бездомных, парадные набережные и глухие закоулки, смотры войск и проводы арестантов, премьеры в театрах и спортивные состязания. Он снимал торжества в честь 200-летия Санкт-Петербурга и 300-летия Дома Романовых. Создал фотохронику деятельности Государственной Думы всех 4 созывов. Вместе с сыновьями Александром и Виктором запечатлел Февральскую революцию и последующие события переломного для русской истории 1917 года. Возможно, Карл Карлович был единственным фотографом, кто снимал в императорском рабочем кабинете   в Зимнем дворце сначала Николая II, а затем главу Временного правительства А.Ф.Керенского. 

Облик Санкт-Петербурга рубежа XIX-XXвеков и населявших его людей – как знаменитостей, так  и простых обывателей – сегодня представляют чаще всего по фотографиям Буллы. Созданные им образы прочно вошли в «петербургский канон».

Между тем, биография самого Буллы известна была плохо, даже год рождения назывался приблизительно. Это связано с тем, что династия прервалась: последние годы жизни он сам провёл на эстонском острове Сааремаа, его сыновья были репрессированы, младший из них Виктор расстрелян в 1938 году, внук Юрий погиб на фронте в 1941, второй внук Константин умер от голода в блокадном городе.  В 2005 году в Санкт-Петербурге был организован  Фонд исторической фотографии имени Карла Буллы, воссоздан мемориальный салон на Невском, 54, выпущено две фотомонографии. С помощью архивов и библиотек России,    Германии, Финляндии прояснились остававшимися  до того загадочными обстоятельства жизни представителей славной династии Булла.

Вот первое из них. Карл родился в небольшом городке Верхней Силезии, входившей тогда в состав Королевства Пруссия.  В Петербурге он появился 11 лет от роду и сразу начал работать в фотографической фирме «Дюнант». Почему родители решились отправить единственного сына так далеко,  да еще и одного? Оказывается, в это время в тех местах шла очередная европейская война, а в Петербурге жила  знакомая их семьи (возможно, и родственница) прусская подданная Вильгельмина-Фридерика Курилёва, урождённая Мейер. Вот    мальчика и отправили к ней. А в 1876 году Вильгельмина Курилёва и Карл Булла с женой вместе получили подданство Российской империи.   Её дочь была замужем за генерал-лейтенантом Александром фон Рейнеке, это, несомненно,   облегчило Карлу Булле вхождение в петербургское общество. 

Вторая загадка была связана с женой Карла, которую звали Розалия Иосифовна Глинская. При этом  матерью его сыновей в документах значилась Элеонора Иосифовна Глинская. Разгадка нашлась в церковных книгах католических приходов Санкт-Петербурга и Гельсингфорса. Розалия, как и их маленькая  дочь, умерла от туберкулёза, и тогда Карл женился на её младшей сестре. Но   болезнь лёгких, видимо, была наследственной в семье Глинских, от неё скончались четыре дочери и сама Элеонора. Все они были похоронены на   Выборгском римско-католическом кладбище храма во имя Посещения Пресвятой Девой Марией св.Елизаветы.  В 1930-х кладбище уничтожили, в храме находился завод. Сейчас происходит его возрождение, из бюджета города выделены деньги на реставрацию, тогда и память о семье Буллы можно будет увековечить.

Долгое время, как неоспоримый факт, утверждалось, будто бы Карл Булла в середине 1916 года передал фамильное предприятие сыновьям и эмигрировал из России. Нелепость тем более очевидная, что оба сына были в армии. Кроме того, установлено,  что 30 августа 1915 года   Хозяйственный комитет Петроградского трубочного завода (производил трубки и взрыватели для армии)  заключил договор  «О производстве фотографических снимков с рабочих завода потомственным почетным гражданином К.К. Булла». И до весны 1917 года       ателье Булла выполнило семь с половиной тысяч фотографий.  Переписку с администрацией завода вёл лично Карл Карлович, 17 апреля 1917 года   собственноручно подписывает заключительное письмо по договору.

А последний известный   снимок в Петрограде он сделал 1 мая 1918 года на Исаакиевской площади. Через два месяца поехал с женой на её родину остров Сааремаа, намереваясь  вернуться с началом весенней навигации 1919 года. История решила иначе, знаменитый российский фоторепортер покоится на   островном кладбище на берегу Балтийского моря. Петербургу осталась память о прошлом, запечатлённая в тысячах фотографий.

Юрий Светов

 

АНОНС

В сентябре 2017 года  в Таллинском городском музее – Музее Кик ин де Кёк  будет открыта экспозиция выставки «Карл Булла (1855-1929) Фоторепортаж от Санкт-Петербурга до Сааремаа». Фотографии предоставлены Фондом исторической фотографии имени Карла Буллы (Санкт-Петербург)

Обсуждение закрыто

Вход на сайт