Таллиннский технический университет объявил о дополнительном наборе студентов. При этом приглашаются не только новые абитуриенты, но и те, кто уже пытался нынешним летом поступить в вуз, но почему-либо не прошел. Желающим предлагается также возможность улучшить результаты своих госэкзаменов по математике и эстонскому языку.

Вообще-то любой мало-мальски сведущий человек скажет вам, что ”дополнительный набор”, да еще с различными преференциями, это своего рода эвфемизм, которым прикрывается образовавшийся в ходе традиционного набора студентов вакуум. Значит, нет спроса на предлагаемые учебным заведением специальности и специализации. А их даже дополнительный пакет ТТУ дает, что называется, в широком ассортименте. Как сказано в объявлении — ”технического, естественнонаучного цикла и социальных дисциплин”.

Перераспределение абитуриентов

На первый взгляд может показаться, что речь идет о досадных, но достаточно частных проблемах в работе вузовского персонала: вовремя не подсуетились, не обеспечили широкого охвата абитуриентов разъяснительной работой по привлечению в студенческие ряды. На самом же деле здесь просматривается вполне реальная социальная подоплека. И даже где-то политическая…

Ровно год назад завершилась печальная эпопея по ликвидации двух крупнейших частных вузов с русским языком обучения — Эстонско-американской бизнес-академии (ЭАБА) и Института экономики и управления ЭКОМЕН.

Суммарно более тысячи русскоязычных абитуриентов были лишены возможности получать высшее специальное образование на родном языке. Можно до хрипоты спорить об уровне качества профессиональных знаний, получаемых студентами в стенах этих вузов, однако тот факт, что оба они вели обучение по официально аккредитованным программам и выдавали своим выпускниками государственные дипломы, говорит о том, что государство в лице Министерства образования и науки этот уровень вполне устраивал.

Так что резать куриц, которые несли, пусть и не золотые, но достаточно съедобные яйца, резона вроде бы не было. Но только вроде бы. Хоть немного погруженные в тему специалисты хором утверждали (и продолжают утверждать): тем самым были приняты абсолютно протекционистские меры по увеличению потенциального контингента для государственных вузов (официальный термин — ”общественно-правовых”), которые уже тогда испытывали обостряющийся дефицит абитуриентов, и обострение это приобретало системный характер.

Примечательно, что состоявшаяся в конце прошлого лета, буквально накануне нового учебного года, ”панихида по русским вузам” сопровождалась заманчивыми предложениями о формировании в госвузах групп с русским языком обучения, где на начальной стадии будет углубленно изучаться эстонский язык, чтобы затем будущие специалисты могли без помех плавно вписаться в эстоноязычную среду.

Сегодня таких обещаний что-то не слышно. Похоже, опыт оказался не столь блестящим, как ожидали его инициаторы. Получать высшее образование на неродном языке по плечу все-таки далеко не каждому — даже при наличии незаурядных способностей. Отсюда и дефицит потенциальных первокурсников.

”Я б в строители пошел!”

Что еще характерно: почему-то эстонские ребята не очень стремятся получать профессии, котирующиеся в так называемом реальном секторе экономики — инженеров строительной, энергетической, судостроительной и других сугубо технических отраслей производства, где требуются не некие менеджеры широкого профиля или экономисты-универсалы, а специалисты, знакомые с такими скучными предметами, как сопромат или степень усталости металла.

Наглядной иллюстрацией в этом смысле служит Ида-Вирумааский колледж того же ТТУ, расположенный в Кохтла-Ярве — преимущественно русскоязычном индустриальном регионе, где еще не до конца утрачены традиции уважительного отношения к званию инженера. Как сообщил мне директор колледжа Виктор Андреев, их учебное заведение как раз не испытывает дефицита абитуриентов. Единственное исключение — специализация ”строительство зданий”, обучаться по которой желающих оказалось больше, чем мог предложить вуз. И поэтому руководство колледжа обратилось в свою головную организацию с ходатайством — позволить в Кохтла-Ярве провести действительно дополнительный набор студентов на это отделение сверх установленного ранее лимита.

Привет от Черномырдина

Внимательный читатель спросит — а причем здесь упоминавшиеся выше частные вузы? Ведь в них инженеров не готовили. И будет прав. Хотя, к примеру, тот же ЭКОМЕН в партнерстве с концерном BLRT Grupp уже создал кафедру производственного менеджмента, которая на базе одного из входящих в холдинг предприятий должна была готовить специалистов, знакомых с производством не по учебникам, а в реальной жизни. С использованием опыта здешних специалистов и прохождением практики непосредственно в цехах. Но времени на ”раскрутку” партнерства уже не осталось.

Государство могло бы не гнобить вуз, а, напротив, оказать поддержку в укреплении нерушимого союза образования, науки и производства. Однако выгоднее показалось зарезать двух тощих курей, чтобы другим, более тучным, досталось больше зерен. Сработал же ”принцип Черномырдина”: хотели как лучше, а получилось как всегда.

Собственно, выбор у русскоязычных абитуриентов даже расширился. Не попал в вуз, даже при дополнительном наборе, можешь идти в техникум или ПТУ — квалифицированные рабочие тоже нужны. Но как-то скучно становится, опять — одним вершки, а другим корешки. И условия распределения при этом какие-то, мягко говоря, сомнительные.

rus.DELFI.ee

Обсуждение закрыто

ТОП-5 материалов раздела за месяц

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт