Очередная передача „Русский вопрос“ на Первом Балтийском канале подсказала не один год витавшее в воздухе объяснение того, почему эта передача лишь по касательной задевает „русский вопрос“.

И дело не только в том, что неприлично узок круг лиц, приглашаемых в эфир лиц, что само по себе непрофессионально.

Каждый сверчок, знай свой шесток

И не в том дело даже, что приглашаемые говорят гладко о нужном, а потому не надо сильно мучаться над записью, редактировать, приводя его в стандарт, предусмотренный заказчиком.Это в порядке вещей. Главное в том, что участники передачи и ее ведущие говоря о „русском вопросе“ искусно его обходят. Поэтому название передачи не должно вводить в заблуждение. Также, как появившаяся на обложке еженедельника „День за днем“ приставка „русский еженедельник“. На деле, и то, и другое – не „русское“, а информационно-пропагандистское варево „для русских“, чтобы они, оставаясь второсортными, не чувствовали бы себя таковыми. 

Вот и теперь, много говорилось об ушедшем с поста премьер-министре Андрусе Ансипе, выясняли плюсы и минусы его рекордно многолетнего правления. Выяснилось, что у него при минусах много, оказывается и положительного. Да, Эстония не вошла в пятерку самых богатых государств Евросоюза, зато обеспечена социально-экономическая стабильность, пусть и не на выском уровне жизни. Известный экономист сочувствует униженным и оскорбленным, которых плодило государство и не намерено хоть что-то сделать для них, но не менее известный политолог отмечает, что правительства Ансипа озаботились социальными пособиями, проявило гибкость в налоговой политике.

Той же тональности был уличный опрос – мол, да, вперед мы не ушли, но и хуже не стало. Но вот что примечательно: прохожие эстонцы были заметно критичнее в отношении Ансипа и его правления, чем прохожие русские! И это не из-за того, что ведущие передачи отобрали и показали нужные им мнения. Это вполне четко показывает, как неэстонцы четко усвоили навязанное им правило: каждый сверчок знай свой шесток. 

Мерило активности русских политиков

Если говорить об общественно-политической активности русского и русскоязычного населения Эстонии, то после „Бронзовых ночей“ 2007 года оно сникло и сдается, что, если не навсегда, то надолго. Раболепие русских перед установленными режимом Ансипа порядками столь велико, что даже созданная для спасения образования на русском языке НКО „Русская школа Эстонии“ стала удобной политической игрушкой, как в руках центристов, так и партий правящей коалиции. Активность этого НКО настолько высока, насколько это гарантирует центристам политические дивиденды, и не угрожает последовательной ликвидации русского образования в Эстонии. Нынче в Ида-Вирумаа гимназию закончит в два с лишним раза меньше абитуриентов, чем в 2008 году. И дело не только в демографии, хотя и ее показатели – красноречивое свидетельство угасания уезда.

В итоге русское население, осознавая, что в который раз оказалось в дураках, становится еще более пессимистичным и безвольным. Это показал и митинг в Таллине в защиту рефрендума в Крыму, собравший около 130 человек, среди которых почти не было и претендующих нынче на лидерство в Русской общине политических активистов и лидеров общественного мнения. Более того, те редкие, которые подошли, не соизволили даже выступить перед собравшимися. Не было и представителей ставшей мифом Объединенной Левой партии Эстонии, которая снова заявила, что не определилась с тем, будет ли она выставлять свой список на выборах в Европейский парламент. 

Возможно это обстоятельство и позволяет авторам передачи „Русский вопрос“ рассматривать проблемы неэстонцев лишь в социально-экономическом плане, да и то в масштабах всей страны, а не раздельно по двум основным этническим группам населения. Кто-то из участников последней передачи высказался положительно о неких потугах правительства Ансипа в плане оказания помощи молодым семьям немалыми родительскими пособиями в течение первых лет после рождения ребенка, кто-то о точечном (то есть не всем, а тем, кто в этом нуждается в первую очередь) предоставлении детских пособий, кстати бесстыдно мизерных.

Этническая дискриминация-невидимка

Но никто во время передачи не отметил, что первые пособия хороши, но в выйгрыше от них оказываются обеспеченные семьи, а их процент среди русского населения куда   меньше, чем среди эстонского. Также, как никто не посчитал нужным подчеркнуть, что среди более чем 70 тысяч детей Эстонии как раз эстонские дети составляют явное меньшинство. Большинство испытывающих бедность детей живут в русских и русскоязычных семьях, особенно, на северо-востоке.

Но это – цветочки. Потому что делается вид, будто и нет межэтнического неравенства.  

Никто и в ходе этой передачи „Русский вопрос“ не счел нужным говорить о развернутой при правительстве Ансипа насильственной, а потому особо омерзительной эстонизации русской школы. Ни слова о двойном разрыве в уровне образования  между эстонцами и русскими. Или при Ансипе ослабла деятельность Языковой инспекции, терроризирующей русское и русскоязычное население? А отношение к России? В передаче отметили, что правительству Ансипа было наплевать на нормализацию отношений с восточным соседом. Или для кого-то секрет, что среди русских безработица значительно выше, а среди молодежи, разрыв – кратный. А социально-экономическое вымиране „русского“ северо-востока? Все уже свыклись с тем, что приходам Эстонской Православной Церкви (Московского Патриархата) не возвращают земли, другую недвижимость, бывшие в их собственности до войны. Службы проходят в арендованных храмах. И, наконец, лишение избирательного права более половины русских и русскоязычных жителей Эстонии, нарушение приницппа пропорциональности на местных выборах в столице!    

И что, все это не имеет отношения к Ансипу? Или быть может „Бронзовые ночи“ были хитроумным шагом к межэтническому примирению? Замалчивание „минусов“ Ансипа объясняет и политические установки самой Центристской партии, члены которой и ей сочувствующих людей составляют колоду гостей передачи „Русский вопрос“.

Но, повторяю, не было центристов-политиков на митинге в Таллине в поддержку референдума в Крыму. Это отчасти понятно – более половины (11 из 21) членов их фракции в Рийгикогу поддержали Заявление, осуждающее Россию за „агрессию“ в Крыму (?!) Только один (!) депутат – Михаил Стальнухин голосовал против. Но восемь центристов отсутствовали в зале заседания во время голосования. Причины самые разные. Ну, так и пришли бы на митинг, публично заявив о своей позиции. Это – не тема?

Русские во власти, но под контролем

Если оценивать влияние Центристской партии на русское население то оно изначально было призвано „заземлять“ русское недовольство всевозможными пряниками (доброе слово и кошке приятно). Например, широко разоекламированным участием центристов в строительстве православного храма в таллинской части города Ласнамяэ (хотя не понять, почему на это не была способна сама Церковь?)

В последние годы центристы стали вовлекать в управление местными органами власти отдельных молодых русских и русскоязычных жителей, но прозванных политическими „бройлерами“ за их предназначение выполнять представительские функции. Впрочем, по сравнению с прошлым это – прогресс. Но делается это больше для привлечения на свою сторону русского и русскоязычного электората, должного восторгаться не тем, что делают для русских людей эти русские центристы, а тем, что во власти числятся и русские.

За редким исключением эти русские депутаты по сути ничего кардинального для искоренения дискрминации русского и русскоязычного населения не делают. А, если и делают, то на поверку многое оказывается имитацией (та же защита русской школы).

Показательно, что и само Эстонское государство с его моноэтнической идеологией взяло на вооружение тактику и стратегию центристов убаюкивать в русских порывы их гражданской активности. Зато русским навязывается образ жизни и ментальность, обусловленную господствующим в стране северо-атлантическим миропониманием.

И вот свежие примеры. Недавно Президент наградил орденами несколько жителей Эстонии со славянскими именами. Фонд Eesti Kultuurkapital удостоил ежегодных наград в категории „Проза на русском языке“ писателя Андрея Иванова и поэта Игоря Котюха.

И на том спасибо. Но как быть с несколькими десятками тысяч живущих в бедности русских и русскоязычных детей?

      

Димитрий Кленский

Таллин, 15 марта 2014.

Послесловие. Направленность передач  „Русский вопрос“ понятна – они оплачены и ангажированы центристами. Они служат партийным интересам центристов, кстати, потенциально готовых сотрудничать на любом уровне власти с любой парламентской партией, каждая из которых исповедует антироссийскость и русофобию. Что ж, это – политика! И потом, скорее всего сложившаяся ситуация возникла в силу объективных причин. Но в воздухе висит и такой вопрос: как все-таки быть с коренными интересами русских и русскоязычных жителей, как за них бороться?

Для начала можно было бы заменить название телепередачи, привести его в соответствие с  ее целями и содержанием. И не пудрить мозги русскому и русскоязычному населению, которое и без того заморочено эстонским зомбированием.

Обсуждение закрыто

Вход на сайт