ИСТОРИЯ

Пленение генерала Вандамма казаками и русскими егерями в ходе Кульмского сражения 30 августа 1813

Художник: Иоанн Адам Клейн (1792-1875)

Раскрашенная гравюра К. Г. Раля по оригиналу И. А. Клейна.

1-ая четверть XIX в. Фрагмент. Смотреть полностью.

И взяли в плен Вандамма!
 
«Сыны Бородина, о кульмские герои!
Я видел, как на брань летели ваши строи…»

А.С. Пушкин. На возвращение государя императора Александра I из Парижа в 1815 году.

В знаменитом сражении при Кульме в Богемии 30 августа 1813 года русско-прусско-австрийские войска под командованием Барклая де Толли разгромили 40-тысячный французский корпус генерала Вандамма и взяли в плен печально известного наполеоновского военачальника.

Богданович Модест Иванович. История войны 1813 года за независимость Германии: Том II. СПб., 1863

«Вандамму предстояло тяжкое испытание. Будучи известен во всей Германии столько же суровостью, сколь и корыстолюбием, он был ненавидим немцами едва ли не более всех прочих своих земляков и Наполеона. Известие о постигшем его бедствии произвело общий восторг во всей окрестной стране. На пути Вандамма из Богемии в Россию, во всех немецких городах и местечках сбегались жители, чтобы посмотреть на пленника, как на лютого зверя, попавшего в неволю; упрекам, оскорблениям не было конца. Такова была жалкая участь даровитого, но жестокого, алчного воина, о котором сам Наполеон говаривал в шутку: «Если бы у меня было два Вандамма, то я приказал бы одного из них повесить».

Свою дерзость Вандамм не смирил и перед лицом императора Александра I, который пожелал увидеть пленного генерала после окончания сражения.

Генерал Пьер Бертезен передает события этой встречи так: «Вандам имел репутацию грабителя и был жесток по отношению к эмигрантам. Император Александр, к которому он был приведен, принял его, говорят, очень плохо и упрекал за его поведение. Оскорбленный Вандам пожаловался на недостаточное уважение, оказанное ему, и прибавил, что он поступил бы хуже, если бы убил своего отца! [Намек на убийство императора Павла I]. Сравнение было слишком сильным, поэтому в течение всего плена с ним обращались очень грубо"

Berthezene P. Souvenirs militaires... vol. 2. Paris, 1855

Портрет Вандамма. 1-я четверть XIX века.

Вот как описывает пребывание Вандамма в плену Александр Семёнович Шишков:

«Лишь только подъехал он к почтовому двору, как вся эта улица заперлась разных чинов и званья людьми. Покуда он сидел на почте (что продолжалось около часа), народ не отходил прочь. Я нарочно ходил между кучками людей и слушал, что говорят. Не было человека, который не придумывал бы ему всяких ругательных слов и иназваний. Напоследок фельдъегерь, которому надлежало везти его в Москву, мужичинище дороднее самого Вандамма, появился. Лошади были готовы, и коляска подъехала к почтовому двору. Нетерпение народа увидеть его сделалось живее и приметнее. Все стали толпиться к коляске. Иной говорит почтальону: «Зачем не запряг ты навозную телегу, и той для него много». Другой: «Смотри, брат, вези его тихонько, дай людям наплевать ему в рожу». Третий: «Опрокинь его так, чтобы голову ему где-нибудь разможжить». Четвертый: «Тебе бы везти его на свиньях, а не на лошадях».

Подобные речи с присовокуплением презрительных насмешек беспрестанно твердились. Почтальон, шутя и сам насчет его со всеми, напоследок взял свой рог и затрубил. Все засмеялись и закричали: «Хорошо! Хорошо! Зови его скорее». Т, которые были в горнице с Вандаммом, сказывали, что он в то время от страха изменился в лице и побледнел, однако ж скрепился и вышел, спеша поскорее сесть в коляску. Тут окружила его толпа людей. Иной с горькой и упрекательной насмешкою говорил ему: «Что прикажешь в Гамбург?». Другой: «Что в Любек?». Третий: «Что в Бремен?» (Города сии больше всех других мест были свидетелями и жертвою его грабительства и лютости). Иной кричал ему: «Добрый путь в Сибирь!». Иной: «Лови там соболей!» Иной: «Крпай руду в Нерчинске!» Иной с гневом восклицал: «Du Tiger!». Иной: «Du Krokodill!». Иной: «Du giftige Schlange!»

(ядовитая змея). Один, не говоря ни слова, с яростью скрипел на него зубами и показывал ему сжатые кулаки»

Записки, мнения и переписка адмирала Шишкова" (издание Киселева и Ю. Самарина , Берлин, 1870. С. 158 – 159
Цитируется по Богданович Модест Иванович. История войны 1813 года за независимость Германии: Том II. СПб., 1863

Обсуждение закрыто

ТОП-5 материалов раздела за месяц

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт