ИСТОРИЯ

Эмигрантское правительство Польши пыталось договориться с УПА о совместной борьбе. Польские посланцы дорого заплатили за наивность.

У современных политических элит Польши и Украины есть много точек соприкосновения, в первую очередь связанных с неприязнью к России. Однако броситься друг другу в объятия мешает очень непростая история взаимоотношений, и в первую очередь Волынская резня.

А может, договоримся?

Официальный Киев не раз намекал Варшаве, что было бы неплохо «ради будущего» забыть историю о том, как на Западной Украине украинскими националистами были истреблены десятки тысяч поляков. Но в Варшаве идти навстречу соседям в этом вопросе не захотели, на законодательном уровне признав Волынскую резню геноцидом поляков.

Украинские политики, сетующие сегодня на позицию Польши в данном вопросе, то ли не знают, то ли забыли о том, что поляки готовы были идти навстречу еще в 1943 году. И закончилась эта попытка весьма плачевно.

Целенаправленное уничтожение польского населения Волыни началось в феврале 1943 года, однако датой начала тотального террора со стороны подразделений УПА считается 11 июля 1943 года, когда отряды бандеровцев атаковали, по разным оценкам, от 99 до 150 сел и деревень с польским населением. 

Зигмунт Ян Румель.
Зигмунт Ян Румель. Фото: Public Domain

Накануне этой даты правительство Польши в изгнании предприняло попытку договориться с украинскими националистами. Полномочия на ведение переговоров получил поручик Зигмунт Ян Румель.

Надежда польской литературы

Зигмунт Румель родился в разгар Первой Мировой войны в 1915 году, в Петрограде, в семье в семье сельскохозяйственного инженера. Вскоре отец Зигмунта стал офицером Войска Польского и принял участие в советско-польской войне 1919-1921 годов, за что был даже удостоен высшего польского военного ордена «Virtuti militari». После окончания войны семья Румелей поселилась на Волыни, где прошли детство и юности Зигмунта.

После окончания школы он учился в Варшавском университете, и в этот период обратил на себя внимание как талантливый поэт. На этой стезе ему прочили большое будущее, но так получилось, что широко известными произведения Румеля стали известны через много лет после его смерти.

Помимо поэзии, молодого человека привлекала политика — в 15 лет он стал членом Волынского Союза Сельской Молодёжи. Националистом Румель не был, напротив, он отстаивал идею развития Польши как многонационального государства.

Борьба против всех

Перед началом Второй Мировой войны Зигмунт Румель окончил артиллерийскую офицерскую школу во Владимире-Волынском, и во время нападения Германии на Польшу в сентябре 1939 года оказался в рядах действующей армии.

Но Польша потерпела быстрое положение, а Румель попал в плен к Красной Армии, занявшей территорию Западной Украины. Здесь он сумел выдать себя за гражданское лицо, и вскоре был освобожден.

Как известно, Западная Украина в 1939 году была включена в состав Украинской ССР. Молодой поэт этих изменений не принял, став одним из активистов польского подполья на Волыни.

В начале 1940 года он присоединился к одной из групп так называемого Союза Вооружённой Борьбы (ZWZ). Но волынское отделение этой организации было вскоре разгромлено советскими чекистами.

Румель избежал ареста, и перебрался на территорию Польши, занятую немцами. В Варшаве он вместе с братом Станиславом и женой Анной открыл магазин кухонных принадлежностей, который служил ширмой для конспиративной квартиры польских подпольщиков.

Комендант округа «Волынь»

Одновременно он сотрудничал с так называемыми «Крестьянскими батальонами» — вооруженными формированиями польских крестьян, формировавшимися как территории Польши, занятой немцами, так и на Западной Украины, находившейся под контролем СССР.

После вторжения гитлеровцев в СССР и захвата ими Волыни Зигмунт Румель возвратился в родыне места. Он был назначен эмиссаром «Крестьянских батальонов» на Волыни, а вскоре его должность была обозначена как «комендантом VIII округа — «Волынь»

Румель, который в среде подпольщиков был известен под именем «Малый», подчинялся правительству Польши в изгнании. У этой структуры были весьма сложные отношения с СССР, зато польские политики, базировавшиеся в Лондоне, полагали, что могут договориться с Бандерой и его последователями.

Эмигрантскому правительству Польши импонировали антисоветские взгляды Бандеры. Его сторонников рассчитывали использовать в совместной борьбе против гитлеровцев, а затем с их помощью надеялись помешать Красной Армии вновь получить контроль над территориями Западной Украины.

Полномочные представители правительства

Достичь каких-либо договоренностей, однако, не удавалось. И даже когда в феврале 1943 года УПА начала планомерное истребление поляков на Волыни, в эмигрантском правительстве полагали — это отдельные эксцессы на местах, которые можно разрешить с помощью переговоров.

В начале июля 1943 года Казимеж Банах, официальный представитель правительства Польши в изгнании, объявил Зигмунту Румелю и Кшиштофу Маркевичу, командиру отрядов Армии Крайовой на Волыни, что они уполномочены вести переговоры с УПА от имени польского правительства.

Договоренность о проведении переговоров была достигнута. «Малый», судя по всему, был уверен в их успехе. По крайней мере, он отказался от предложения отправиться на переговоры с вооруженной охраной.

Дабы соответствовать официальному статусу, Румель и Маркевич оделись в мундиры польских офицеров. С ними был только возница Витольд Добровольский.

На переговоры в назначенное место поляки прибыли 7 июля. И тут же были арестованы по приказу полевого командира УПА Юрия Стельмащука.

Агент абвера и средневековая дикость

Стельмащук, он же «Рыжий» — довольно интересный персонаж. Он входил в число тех украинских националистов, которые перед нападением Германии на Советский Союз были тесно связаны с немецкой военной разведкой — абвером. «Рыжий» проходил обучение в немецкой диверсионной школе, и перед началом войны был заброшен на территорию СССР для осуществления диверсий в тылу Красной Армии. Затем на оккупированной немцами территории он сам был инструктором диверсионной школы, которая готовила кадры для немцев, набирая курсантов в среде молодых украинских националистов.

Стельмащук принимал активное участие и в формировании УПА, и в уничтожении польского населения Волыни.

Захватив Румеля и Маркевича в плен, «Рыжий» с подручными пытали их в течение трех дней, стараясь получить всю информацию о польских формированиях, действовавших в регионе.

10 июля 1943 года наступила развязка драмы — Румель, Маркевич и Добровольский были казнены.

Украинские националисты по какой-то непонятной причине испытывали болезненную тягу к уничтожению людей с особой жестокостью. За бандеровскими палачами закрепилось название «резуны». Польские историки, изучая «Волынскую резню», насчитали около 125 способов умерщвления, которые «резуны» использовали в своих расправах. Среди этих способов — сожжение живьем, распиливание живых людей на части, вспарывание живота мотыгой, и многое-многое другое, что психически здоровому человеку трудно представить.

Для Зигмунта Румеля и его товарищей бандеровцы выбрали способ казни, применявшийся в древности — их разорвали лошадьми.

За польского поэта отомстили сотрудники НКВД

На следующий день после расправы над польскими переговорщиками началась самая кровавая фаза Волынской резни.

Более ясного ответа на польские предложения о совместной борьбе просто не могло быть.

Юрий Стельмащук был задержан сотрудниками НКВД в январе 1945 года. Пытаясь спасти свою жизнь, «Рыжий» сдал многих своих подельников, включая одного из главарей УПА Дмитрия Клячкивского, который, благодаря показаниям Стельмащука, был ликвидирован в феврале 1945 года. В августе 1945 года Стельмащук предстал перед Военным трибуналом войск НКВД Киевской области. Помимо других преступлений, «Рыжий» был признан виновным в причастности к уничтожению 5000 поляков на территории Волыни летом 1943 года. Трибунал приговорил Юрия Стельмащука к расстрелу. 25 августа 1945 года приговор был приведен в исполнение.

Обсуждение закрыто

Вход на сайт