ИСТОРИЯ

«Местные жители изгоняют Преподобного Антония с учениками из основанной ими обители, опасаясь, что новый монастырь отберет их земли.»

 

«Местные жители изгоняют Преподобного Антония с учениками из основанной ими обители, опасаясь, что новый монастырь отберет их земли.»

«Местные жители изгоняют Преподобного Антония с учениками из основанной ими обители, опасаясь, что новый монастырь отберет их земли.»

Автор неизвестен. Миниатюра из «Лицевого жития преподобного Антония Сийского».

Время создания: 1648

Местонахождение: Государственный Исторический музей (Щук. № 107/750, в 40), Москва

На долю Монастырского Приказа выпало развитие весьма важных и сложных вопросов в истории русского права и государства

Горчаков М. Монастырский приказ. (1649-1725 г.). — СПб.: Тип. А. Траншеля, 1868.С.3


Монастырский Приказ, в виде особого самостоятельного государственного учреждения, основан Соборным Уложением Царя Алексея Михайловича в 1649-м году. Приказ этот представляет весьма заметное явление в истории русского права и государства. Судьба его подобна участи многих других приказов государственных учреждений России ХVII в., была весьма переменчива. Монастырский Приказ три раза открывался и три раза закрывался; переходил из одного ведомства в другое: бывал и административно-церковным учреждением, и государственным; являлся и высшею инстанциею в делах, ему подведомственных, и среднею; то имел значение, силу, власть и права высшего самостоятельного государственного учреждения, центрального по своему ведомству для всей России, то подчиненно соединялся с другими учреждениями, от которых единственно и полу-чал свое значение и без которых не имел никакой силы; то стоял выше нескольких приказов, ему подчиненных (каковы: Богаделенный, патриаршие Дворцовый и Казенный), то становился с некоторыми из них наравне.— Круг его деятельности разнообразился в разные времена - но всегда был очень обширный по географическому пространству и по количеству лиц, ему подведомственных. По предметам своего ведомства Монастырский Приказ был и судебным учреждением, и административным, и финансовым, и даже специально назначался для реформаторской деятельности в отношении к некоторым сторонам русской Церкви; но ни в один период своего существования он не был исключительно посвящен какому либо одному роду дел—судебных, административных и т. п. Он всегда сосредоточивал в себе разнообразие предметов по отношению к известным классам русского народа.—Случалось, что Монастырский Приказ в ходе исторических событий совсем исчезал из ряда государственных учреждений и по видимому навсегда; но чрез несколько времени он снова является и действует с очень заметною силою в государстве. В многократных переменах Монастырский Приказ действует с своим именем; но в 1724 году он переименовывается в Учреждение с другим названием, которое тоже не раз изменялось, — оставаясь в существе тем же учреждением и служа одному и тому же делу, которое в ходе исторического развития принимает разные виды своего положения, соответственные тому или другому времени.

Изменчивость судьбы Монастырского Приказа объясняется тем, что на его истории сильно отразились две важнейшие преобразовательные эпохи государственного строя и права русского: эпоха Уложения 1649 г. и петровская. Преобразовательные эпохи всегда производят заметные перемены в таких государственных учреждениях, чрез которые осуществляются важные государственные цели. Поэтому характер и стремления эпохи Уложения и петровских реформ весьма ясно открываются в переменах Приказа. В уяснении этих перемен заключается исторический интерес, возбуждаемый в любителях отечественной истории, права и государства такими великими явлениями, каковы Уложение и Петровские реформы. Рассмотрение историко-юридического значения Приказа в нашей истории, впрочем, не бесплодно и для практических результатов по отношению к русскому праву, если желать развития его на исторических народных основаниях, хотя мы отнюдь не задаемся в нашем исследовании какими-либо практическими соображениями.

Не смотря на переменчивость судьбы Монастырского Приказа, он не был в нашей истории явлением случайным и бесследно исчезнувшим, подобно многим приказом. Его вызывала история народа и государства. Он был явлением историческим в строгом научном значении слова. С каждою переменою его судьбы, дело, для которого он существовал, принимало новый фазис своего развития, так или иначе подвигалось вперед и следовательно развивалось органически, как истинно правовое государственное явление, хотя оно не получило чрез него своего окончательного решения.

Ha долю Монастырского Приказа выпало развитие весьма важных и сложных вопросов в истории русского права и государства. Это, во первых, вопрос о гражданской подсудности духовенства, или, иначе, о подсудности духовенства и лиц, ему подвластных по владельческим и служебным отношениям, в делах гражданских, — и, во вторых, вопрос об отчуждении церковных вотчин из под власти церкви для передачи их государству. Ход развития этих вопросов в России находится в нераздельной связи с историею Монастырского приказал История его и состоит собственно в историческом развитии означенных вопросов. Оба эти вопроса в истории Приказа то идут вместе,—переплетаются, смешиваются до нераздельности,— то разделяются. История Монастырского Приказа не была в литературе по русскому праву предметом специальных исследований. Потому историческое значение его остается невыясненным. 

Обсуждение закрыто

Вход на сайт