ИСТОРИЯ

«Офицеры Михайловского крепостного пехотного батальона к 1 июля 1906 года.»

 

«Офицеры Михайловского крепостного пехотного батальона к 1 июля 1906 года.»

«Офицеры Михайловского крепостного пехотного батальона к 1 июля 1906 года.» Автор: неизвестен

Время создания: 1906 год

Источник: Иллюстрация из издания: Стефанов Т. Т. Михайловский крепостной пехотный батальон на Кавказе. 1819-1906. — Батум: Тип. поручика Михайловского крепостного пехотного батальона, 1906.

А если и был кто из «заблудших», то теперь понял серьезность положения и вспомнил принятую присягу

Стефанов Т. Т. Михайловский крепостной пехотный батальон на Кавказе. 1819-1906. — Батум: Тип. поручика Михайловского крепостного пехотного батальона, 1906. С. 406

Признаки революционного движения, охватившего в 1904 г. почти всю Россию по окончании несчастной для нас Русско-Японской войны в 1905 г., проникли сначала в военный флот, а затем и в армию

Собственно на Кавказе основным мотивом к брожению в войсках послужило неувольнение в запас нижних чинов частей войск, мобилизованных в России и уже по окончании войны командированных на Кавказ. В гарнизоне Михайловской крепости на этой почве брожение выразилось исключительно участием нижних чинов в незаконных сборищах, где агитаторы призывали войска к открытому неповиновению своему начальству, выставляя последних главными виновниками задержания запасных. Искусно веденная агитация, задевая острые вопросы, привлекала на эти сборища почти исключительно нижних чинов, подлежавших увольнению в запас, но временно, по обстоятельствам задержанных на службе. Надо заметить, что участие нижних чинов батальона на сборищах выразилось самым незначительным числом их вышеуказанной категории.

В средине ноября 1905 г. командир Михайловского крепостного пехотного батальона, полковник Мертенгрен, серьезно болевший до этого после перенесенной тяжелой операции, пренебрегая своим здоровьем, немедленно явился к своему ответственному посту и оставался на нем, неся наравне со всеми чинами батальона все тяжести службы тревожного времени.

В первый же день вступления его в командование в присутствии всего батальона было отслужено молебствие о драгоценном здравии Верховного Вождя Русской Армии, Государя Императора. Затем полковник Мертенгрен обратился к батальону с речыо. Разъяснив сначала в общих чертах положение, в которое Россия была поставлена неудачно законченной войной, он в ярких красках изобразил то тяжелое время, которое переживает наша дорогая Родина, терзаемая внутренней смутой, а затем напомнил, как должен в настоящее время поступать всякий честный, истинно-верный, беззаветно-преданный долгу службы и присяге солдат.

Полные глубокого смысла искренно сказанные слова «старого солдата», 40 лет верно и честно прослужившего своему Государю и Отечеству, произвели на всех чинов батальона сильное впечатление и глубоко запали в сердца слышавших их. Особенно торжественная минута наступила, когда совершенно больной, заканчивающий свою службу, ветеран, поцеловав батальонное знамя, обратился ко всем и выразил уверенность, что Михайловский крепостной пехотный батальон, 100 лет честно и верно прослуживший своим Государям и Родине, и теперь не посрамить своего боевого Георгиевского знамени, которое деды и отцы его заслужили своей кровью. Потом решительно заявил, что в случае чего-либо пусть его, как командира, первого убьют около этого знамени. Знамя было затем обнесено по фронту батальона и все с неподдельным благоговением его целовали, причем многие, как и сам командир, прослезились. Действительно, минута была трогательная!

Чувствовалось, что слова полковника Мертенгрена не пропали даром, а если и был кто из «заблудших», то теперь понял серьезность положения и вспомнил принятую присягу. Отсюда являлась полная уверенность, что Михайловский крепостной пехотный батальон действительно вместе со своим командиром, как один человек, положат жизнь свою возле своей святыни Георгиевского знамени, исполняя долг присяги.

Почтовая и железнодорожная забастовки, а также действия революционного элемента выразились в Батуме открытой стрельбой по войскам, устройством по улицам баррикад и остановкой действий всех правительственных учреждений и торговых предприятий. Усматривая во всем этом явное возмущение жителей, комендант крепости, генерал-майор Пожидаев, объявил 30-го ноября Михайловскую крепость и крепостной район в осадном положении. Служба как всего гарнизона вообще, так и нашего батальона, в последующие месяцы была чрезвычайно тяжелая и состояла, главным образом, в охране города, его окрестностей и железной дороги.

Вследствие болезни генерала Пожидаева, в январе месяце прибыл из С.-Петербурга, командированный по Высочайшему повелению член Военного Совета, генерал-лейтенант Васильев, которому были предоставлены права коменданта Михайловской крепости и Батумского генерал-губернатора.

Результат последующей деятельности Михаиловского крепостного пехотного батальона во главе с командиром, выражен в словах прощального приказа вр. и. д. Коменданта Михайловской крепости, генерал-лентенанта Васильева, отданного по случаю ухода в отставку полковника Мертенгрена. «В это смутное время своею, распространившеюся далеко за пределы батальона, речью, обращенной к подведомственным Вам чинам, Вы, Федор Францович, призывая их к неизменному исполнению присяги и долга пред Отечеством, образовали из Михайловского крепостного пехотного батальона ядро, вокруг которого сплотился весь Батумский гарнизон. Этим актом Вы достойным образом закончили Вашу честную самоотверженную службу Царю и Родине в славном Михайловском крепостном пехотном батальоне, оставшемся непоколебимо верным своему долгу, как он был верен ему в течение своего векового существования». 

Обсуждение закрыто

Вход на сайт