ИСТОРИЯ

Гимн пифагорейцев восходящему солнцу. Художник: Бронников, Фёдор Андреевич (1827 - 1902)
Гимн пифагорейцев восходящему солнцу. Художник: Бронников, Фёдор Андреевич (1827 - 1902)

Гимн пифагорейцев восходящему солнцу

Художник: Бронников, Фёдор Андреевич (1827 - 1902)

210 х 125 см. Холст, масло. 1869

Острогожский историко-художественный музей им. И. Н. Крамского, г. Острогожск, Воронежская область, Россия

«Пифагорейский образ жизни»

Маковельский Александр Осипович. Досократики. Часть третья (Пифагорейцы, Анаксагор и др.). Казань, 1919

Диоген Лаэрций сообщает, что древняя пифагорейская школа просуществовала девять или десять поколений. Годом основания пифагорейского союза можно считать 531 г. Конец же древней школы можно приурочить к смерти Ксенофила (вторая половина IV века). Таковы хронологические рамки деятельности древней пифагорейской школы; что же касается географических рамок, то главной ареной ее деятельности была Нижняя Италия. У Ямвлиха дается перечень всех членов пифагорейского союза, причем в этом списке пифагорейцы распределены по месту происхождения. Вначале все пифагорейцы жили и действовали в Италии, лишь с Филолая мы встречаем пифагорейцев вне Италии; Филолай переселился в Фивы в конце V века и только с этого времени появляются пифагорейцы в Элладе.

Первоначально пифагорейский союз был по преимуществу религиозно-нравственным институтом, в котором научным занятиям было отведено почетное, но незначительное место. В V веке научное исследование становится главным интересом школы, и такое положение вещей сохраняется до половины IV века, когда научный пифагореизм как самостоятельное течение философской мысли, сходит со сцены; он сливается с платонизмом и перекочевывает в древнюю Академию. Этот момент и считают обыкновенно концом древней пифагорейской школы. Однако, пифагореизм, как религиозное явление (пифагорейские оргии и мистерии), не только не исчезает вместе с пифагорейской философией, но, напротив, распространяется еще сильнее, как об этом можно судить на основании фрагментов средней комедии.

Эта стадия эволюции пифагореизма, поскольку она выдвигает на первый план примитивные религиозные обряды и суеверия, является возвращением к первоначальному пифагореизму, но существенно отличается от последнего тем, что обращается к народной массе, вербует своих адептов из социальных низов и в соответствии с этим радикально изменяет «пифагорейский образ жизни». Главным творцом этого перелома в развитии пифагореизма был Диодор Аспендский, живший в начале IV века. Он впервые ввел образ жизни, позднее названный «циническим». Раньше пифагорейцы весьма заботились о чистоте тела и одежды и, следуя общему обычаю, стригли волосы и бороду. Диоген Аспендский ходил всегда грязный, босой, не стриг волос, носил длинную бороду и выделялся особым одеянием, которое состояло из грубого плаща (трибона), посоха и сумы. Таким образом циническая внешность и циническое одеяние впервые появились в одной из сект пифaropeйской школы и своим возникновением обязаны Диодору Аспендскому, который ввел их par affectation. Отсюда они были заимствованы последователями Антисфена. В конце IV века поэты средней комедии осмеивали нечистоплотность и неопрятность пифагорейцев и их воздержание от мяса и вина. Пифагорейские мисты встречаются до самого конца языческой древности. В начале первого века до Р. Хр. происходит возрождение пифагорейской философии, возникает так называемый неопифагореизм. С другой стороны, многие идеи, выработанный древней пифагорейской школой, были усвоены Академией, от которой перешли к Стое и к христианской церкви. Такова была судьба духовного наследства, оставленного древним пифагореизмом.

Группе говорит, что было бы ошибкой смотреть на пифагорейские учения, как на части единой системы; пифагорейский союз преследовал практическую цель, в теоретической же области каждая выдающаяся личность школы прокладывала свой собственный путь и в школе существовали различный философские учения; то, что нам кажется противоречием в пифагорейском учении, на самом деле принадлежит различным кругам идей, который пытаться свести в единое целое было бы напрасным трудом. Против этого мнения мы можем возразить ссылкой на Аристотеля, который всегда говорит о «пифагорейцах», а не об отдельных философах пифагорейской школы; равным образом мы должны отметить общность научных занятий в пифагорейской школе и указать, что при двухвековом существовании древней пифаго-рейской школы ее учения не могли оставаться чем-то единым застывшим целым, но должны были развиваться и изменяться, если только на самом деле в школе культивировался дух научного исследования.

Обсуждение закрыто

ТОП-5 материалов раздела за месяц

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт