ИСТОРИЯ

1737 год. 14 октября (3 октября ст.ст.) русский гарнизон крепости Очаков отбивает штурм численно превосходящей турецкой армии

«В начале октября Миних съехался в Полтаве с вице-адмиралом Сенявиным, который был назначен командиром очаковской флотилии с обязанностию поступать во всем по наставлениям фельдмаршала. Миних уговорился с Сенявиным, какие суда строить Брянске и как спускать их к морю, причем положил Сенявину в Очаков не ехать, а быть в Брянске для надзора за постройкою судов.

Фельдмаршал писал императрице: "На вице-адмирала крепкую надежду иметь. можно, что он порученное ему дело исправит, от приготовления же нового надежного флота зависит возможность принудить турок к миру, потому что я тогда могу за неприятельским флотом всюду следовать и брать турецкие корабли, как крепости". Так как положено было устроить верфь несколько повыше Запорожской Сечи, то Миних писал по этому случаю: "Поступками запорожских козаков я очень доволен, все мои предписания они исполняют, жалованием и провиантом удовольствованы, кроме того, получили большую добычу в нынешнюю и прошлогоднюю кампании и потому очень довольны, присылали ко мне депутатов с благодарностию. Хотя они люди дикие, но своевольных теперь между ними немного, и нельзя думать, чтоб они могли затеять что-нибудь противное; строение верфи не может их раздражить, потому что она выше их Сечи и не в близком расстоянии, однако за поступками их я прилежно наблюдаю". Но в то время как Миних уговаривался в Полтаве с командиром очаковской флотилии, Очаков должен был выдержать осаду от турок. Комендантом Очакова был генерал-майор Штоффельн; гарнизон вначале состоял из 8000 человек, но болезни уменьшили его до 5000, когда в октябре месяце под стенами крепости появилось 20000 турок и столько же татар. Несмотря на несколько отчаянных приступов, гарнизон отбился, и турки побежали от Очакова, потерявши под его стенами больше 20000 человек как от оружия осажденных, так и от болезней, происходивших от позднего времени года и от беспрерывных дождей. Гарнизон потерял с лишком две тысячи».

Цитируется по: Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Том 20, глава 2. М.: Мысль

История в лицах


Из рапорта об осаде Очакова:

По храбрости здешнего гарнизона, оный неприятель отступил с уроном и город Очаков от такой злодыхательной бури освободился. Суда сие время были все под пушками и гарнизону всякое всевозможное вспоможение чинено.

Цитируется по: Головизнин К. Русский флот на Черном море. М., 1886, № 1, стр. 106–107.

Мир в это время


В 1737 году великий немецкий композитор Георг Гендель тяжело заболевает, что приводит к параличу

Георг Фридрих Гендель. Г.фон Томас Хадсон. 1749 год

«Гендель (Händel) Георг Фридрих [23.2.1685, Галле, 14.4.1759, Лондон], немецкий композитор. Зрелое творчество Генделя протекало в Англии. Сын придворного цирюльника-хирурга. Как композитор и исполнитель на различных инструментах сформировался под руководством композитора и органиста Ф. Цахау. В 17 лет стал органистом в Галле. В 1703 переехал в Гамбург, где находился единственный в Германии оперный театр во главе с Р. Кайзером, поставивший первые оперы Генделя «Альмира» и «Нерон». После закрытия театра (1706) жил в Италии, где создал итальянские оперы «Родриго» (1707), «Агриппина» (1709), ораторию «Триумф Времени и Правды» (первоначальную редакцию), пасторальную серенаду «Ацис, Галатея и Полифем» (1708), камерные кантаты, дуэты, терцеты, псалмы. В Италии Гендель завоевал славу выдающегося клавесиниста.

В 1710-16 жизнь Генделя была связана попеременно с Ганновером и Лондоном. Большой успех имела в Лондоне его опера «Ринальдо» (1711). С 1720 возглавил в Лондоне оперный театр, создал оперы «Радамист» (1720), «Отгон» (1723), «Юлий Цезарь» (1724), «Роделинда» (1725) и др. В этих операх Гендель опирался на распространённый в Западной Европе тип итальянской оперы-сериа. Однако положение композитора в Англии было трудным. Английская знать предпочитала произведения композиторов-итальянцев, буржуазно-демократические круги видели в итальянских операх Генделя ущемление национальных интересов. Особенно сильный удар оперной деятельности Генделя нанёс поставленный в 1728 спектакль «Опера нищих» (текст Дж. Гея, музыка Дж. Пепуша), в котором высмеивалась аристократия и пародировалась итальянская опера (здесь были и цитаты из опер Генделя). Театр Генделя был закрыт, но композитор продолжал писать оперы: «Орландо» (1733), «Альцина» (1735), «Ксеркс» (1738) и др. Новые крушения надежд привели Генделя в 1737 к параличу. По выздоровлении композитор возвратился к творческой деятельности. В творчестве английского периода Гендель не остался в стороне от англ. музыкальных традиций. Он изучал музыку крупнейшего композитора Г. Пёрселла, ещё в 1717-19 им были написаны хоровые произведения в стиле англ. культовой музыки «Антемы». Обратившись к популярной в Англии библейской тематике, он создал ораторию «Эсфирь» (1720; 2-я редакция 1732).

В 1730-х гг. Гендель всё чаще обращается к жанру монументальной оратории («Дебора», 1733, «Саул», 1739, «Израиль в Египте», 1739, и др.). В 1740-х гг. оратория полностью вытеснила оперу в творчестве композитора (последняя опера Генделя «Деидамия», 1741). В 1742 в Дублине с большим успехом была исполнена оратория «Мессия», в 1743 завершена оратория «Самсон».

В 1745-46, во время вооруженной борьбы англичан против попыток реставрации династии Стюартов с помощью шотландской армии, героическое творчество Генделя получило наконец всеобщее признание. Произведения Генделя этих лет - «Гимн добровольцев», оратории «На случай» и «Иуда Маккавей» принимались с энтузиазмом патриотически настроенной аудиторией. До конца жизни Генделю сопутствовала репутация крупнейшего композитора. Неизменным успехом сопровождались выступления Генделя в качестве органиста. Слепота и тяжёлая болезнь, поразившие Генделя в начале 1750-х гг., не дали возможности завершить ораторию «Иевфай».

Цитируется по: Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1970-1977