ИСТОРИЯ

1617 год. 9 марта (27 февраля ст.ст.) был заключен Столбовский мирный договор , который подвел итог русско-шведской войны 1613—1617 г.г. России удалось вернуть Новгород, но она надолго потеряла выход к Балтийскому морю.

  Якоб Делагарди

В период Смутного времени русское правительство в борьбе с войсками самозванцев, являвшихся из Речи Посполитой, обратилась за помощью к Швеции, которая враждовала с Польшей. Расплачиваться предполагалось и деньгами, и территориальными уступками.

На помощь Москве пришло профессиональное шведское войско (9000 солдат) под командованием опытного полководца графа Якоба Делагарди.

Однако вскоре русские войска были разбиты поляками при Клушине. В том числе и потому, что шведы предали союзников и уклонились от участия в сражении. Отряды Делагарди отступили к северу, в Новгородские земли.

В это время происходили события, поставившие Русское государство на край гибели.

Поляки захватили Смоленск. Царь Василий Шуйский оказался в польском плену. И, наконец, бояре и жители Москвы решили присягнуть польскому королевичу Владиславу. В такой ситуации шведы решили воспользоваться своим положением и захватить всю Новгородскую землю, а также Балтийское побережье, Корелу и Поморье, вплоть до Архангельска.

Население оккупированного Новгорода согласилось под давлением обстоятельств принять в качестве правителя шведского королевича. Была подписана в 1611 году ДОГОВОРЕННОСТЬ МЕЖДУ ГРАФОМ ЯКОБОМ ДЕЛАГАРДИ И НОВГОРОДЦАМИ О ЗАЩИТЕ НОВГОРОДА ВЕЛИКОГО И ОБ ИЗБРАНИИ КАРЛА-ФИЛИППА В ЦАРИ И ВЕЛИКИЕ КНЯЗЬЯ ВЛАДИМИРСКИЕ, МОСКОВСКИЕ И НОВГОРОДСКИЕ.

Однако вступивший на престол по смерти своего отца молодой шведский король Густав II Адольф решил, что теперь у него есть возможность стать королем не только Новгорода, но и всей России.

Между тем, в Москве разгромили поляков, и на престол взошел молодой Михаил Романов. Россия начала собираться с силами.

Стремясь усилить свои позиции, шведы продолжают захватывать русские земли, пользуясь тем, что московскому правительству не хватает сил на борьбу с ними.

Крепость Орешек, с трудом взятая армией Делагарди в 1613 году. По условиям Столбовского мира крепость перешла Швеции.

В 1613 году шведские войска осаждают Тихвин, в следующем году берут Гдов, а в июле 1615 года начинается осада Пскова.

При этом шведское правительство постепенно приходит к убеждению, что военное противостояние лучше прекратить, и постараться узаконить свершившийся захват земель.

Начинаются длительные переговоры о мире при посредничестве дипломатов Англии и Голландии, которые пытаются одновременно защитить торговые интересы своих государств. Первые «съезды» проходили в селе Дедерино 14 января 1616 года.

Позиции сторон были непримиримыми.

Русские считали Новгород, Старую Руссу, Порхов, Ладогу, Иван-город, Ям, Копорье, Гдов своими исконными владениями.

Шведы стояли на том, что Корелу им отдал царь Василий Шуйский в обмен на военную помощь, а о возврате Новгорода не может быть и речи, поскольку город присягнул Карлу Филиппу. Более того, в силу этой присяги, шведская династия имеет право не только на Новгород, но еще и на Владимирское, и Московское княжение. Переговоры зашли в тупик, окончательное решение было отложено, и до будущего съезда установлено перемирие.

В декабре 1616 года стороны вновь съехались, на сей раз в деревню Столбово.

Переговоры начались в ночь под Новый год - 31 декабря. Первое заседание было проведено в доме английского посла Джона Уильяма Меррика, известного в России под именем князя Ивана Ульянова (Ивана Ульяновича) в его Столбовском поместье - Репьеве. Дополнительными посредниками стали посланник Голландии барон Рейнхольд ван Бредероде и два других голландских дипломата - Альберт Иоахими и бургомистр Амстердама Дирк Баас.

Переговоры затянулись, стороны шли на соглашение с трудом. В конце концов, почти через два месяца, договор был готов.

Основные условия его были записаны так:

• Новгород, Старую Руссу, Порхов, Ладогу, Гдов с уездами, а также Сумерскую волость и все, что шведский король захватил во время Смутного времени как казенное и церковное имущество на этой территории, вернуть России.

• Бывшие русские владения в Ингрии (Ижорской земле), а именно Иван-город, Ям, Копорье, а также все Поневье и Орешек с уездом, переходят в шведское обладание. Шведско-русская граница проходит у Ладоги. Всем желающим выехать из этих районов в Россию дается две недели.

• Северо-Западное Приладожье с г. Корела (Кексгольм) с уездом остается навечно в шведском владении.

• Россия выплачивает Швеции контрибуцию: 20 тыс. руб. серебряной монетой. (Деньги были заняты московским правительством в Лондонском банке и переведены в Стокгольм.)

Карта границ России по Столбовскому миру 1617 года

И Москва, и Стокгольм, в целом остались довольны договором. Возвращение Новгорода и избавление от шведской войны при опасной войне с Польшей были важнее, чем утрата нескольких городов. Потеря выхода к морю в этот момент не выглядела трагедией. Был удовлетворен и Густав II Адольф. Границы, установленные Столбовским миром 1617 года, сохранялись до времен Петра I. Россия вернула себе выход к Балтийскому морю только после Северной войны 1700-21 г.г.

История в лицах


Иоганн Фоккеродт, «Россия при Петре Великом»:

Весь русский народ по справедливости можно разделить на два разряда: рабов и свободных людей. К первому принадлежат не только рабы и крестьяне, но и граждане в городах, которые должны платить поголовную подать наравне с крестьянами, и некоторые прикреплены к земле (glebae adscripti), так как ни один сын не может покинуть дом своего отца, пока другой брат не войдет в оный и не получит гражданского права. В качестве свободных людей разумеются все дворяне, приказнослужители, священники и солдатские дети, которые считаются прирожденными рекрутами и обыкновенно поступают в число их.
При всем том, свобода ни на одного русского не простирается так далеко, чтоб он не подчинялся неограниченной самодержавной власти, которая с незапамятных времен была в руках русских государей над всеми сословиями их царства. Несмотря на то что разнообразными раздачами своих земель дворянству они давали ему достаточный случай брать верх над ними и предписывать им какие-нибудь законы для правления, однако ж нет ни малейшего следа такой попытки в древней русской истории. Потому что все льготы, какими прежде владело русское дворянство, хоть та, например, чтобы никого не принуждать служить под начальством офицера из низшего боярского рода и проч., надобно считать не другим чем, как только пожалованиями, которых сила зависела единственно от воли государя и должна была прекратиться в ту же минуту, как скоро признавал он это за благо.

Цитируется по: Неистовый реформатор. М.: Фонд Сергея Дубова, 2000

Мир в это время


В Англии барон Джон Непер разрабатывает таблицу логарифмов, значительно облегчившую математические вычисления.

Барон Джон Непер
 
К началу XVII века в европейской науке, технике и экономике резко возросла необходимость в сложных вычислениях. Астрономы и инженеры утопали в бесконечных расчетах, казавшихся порой невыполнимыми.

Основную трудность представляли умножение и деление многозначных чисел, особенно тригонометрических величин.

Шотландский барон Джон Непер (1550—1617) получил в юности превосходное для своего времени образование и отправился в протяженное путешествие по Европе. Посетив Германию, Францию и Испанию, он, в возрасте двадцати одного года, решил вернуться на родину и навсегда поселился в семейном поместье близ Эдинбурга.

С тех пор главным занятием его жизни становится богословие, а на досуге — математика.

Считается, что идея заменить трудоёмкое умножение на простое сложение, сопоставив с помощью специальных таблиц геометрическую и арифметическую прогрессии, пришла к Неперу еще в молодости.

Однако систематически он изложил свои открытия много позже.

Первое, еще «сырое», исследование он обнародовал в 1614 году. А окончательная, исправленная версия его классического сочинения «Построение удивительных таблиц логарифмов», была завершена только в 1617 году, а увидела свет лишь через два года после смерти автора.

«Таблица логарифмов — это небольшая таблица, — Писал Непер, — с помощью которой можно узнать посредством весьма легких вычислений все геометрические размеры и движения. Она по справедливости названа небольшой, ибо по объему не превосходит таблицы синусов, весьма легкой, потому что с ее помощью избегают всех сложных умножений, делений и извлечений корня, и все вообще фигуры и движения измеряются посредством выполнения более легких сложения, вычитания и деления на два. Она составлена из чисел, следующих в непрерывной пропорции.»

Открытие Непера в первые же годы приобрело исключительно широкую известность. Составлением логарифмических таблиц и их совершенствованием занялись многие математики. Так, Кеплер в Марбурге в 1624—1625 годах применил логарифмы к построению новых таблиц движений планет.

А в 1622 году английский математик Уильям Отред изобрел логарифмическую линейку, которая с небольшими модификациями была вплоть до изобретения компьютеров основным инструментом для производства научных и инженерных расчетов.

Практическое значение логарифмических таблиц было очень велико. Но открытие логарифмов имело также глубочайшее теоретическое значение. Оно дало толчок новым фундаментальным математическим исследованиям. Открылись новые области знания, о которых не могли и мечтать первые изобретатели, преследовавшие цель только облегчить и ускорить арифметические и тригонометрические расчеты с большими числами.

Обсуждение закрыто

ТОП-5 материалов раздела за месяц

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт