ИСТОРИЯ


А.Н. Ордин-Нащокин. Неизвестный русский художник. Конец ХVII века. Москва, Государственный исторический музей

1667 год. 9 февраля (30 января ст.ст.) между Россией и Польшей было заключено Андрусовское перемирие.

«Андрусовское перемирие 1667 между Россией и Речью Посполитой на 13,5 лет; завершило русско-польскую войну 1654—67 гг. за Украину и Белоруссию. Подписано 30 января А. Л. Ордын-Нащокиным (Россия) и Ю. Глебовичем (Польша) в деревне Андрусове близ Смоленска. Польша возвратила России Смоленское и Черниговское воеводства и признала воссоединение с Россией Левобережной Украины. Правобережная Украина и Белоруссия остались под властью Польши. Киев должен был остаться за Россией лишь до 1669, но Россия удержала его за собой, что было оформлено «Вечным миром» 1686 года. 


Карта Польши в 16-17 вв.

Запорожская Сечь объявлялась под совместным управлением России и Польши. Заключённое в условиях тяжёлой внутренней и внешней обстановки для России Андрусовское перемирие явилось важным этапом в борьбе за воссоединение украинского и белорусских народов с Россией»
 
Цитируется по: Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1970-1977

«Афанасий Лаврентьевич был сын очень скромного псковского помещика; в Псковском и в ближнем Торопецком уездах ютилось целое фамильное гнездо Нащокиных, которое шло от одного видного служилого человека при московском дворе XVI в. Из этого гнезда, захудавшего после своего родоначальника, вышел и наш Афанасий Лаврентьевич. Он стал известен еще при царе Михаиле: его не раз назначали в посольские комиссии для размежевания границ со Швецией. В начале Алексеева царствования Ордин-Нащокин уже считался на родине видным дельцом и усердным слугой московского правительства. Вот почему во время псковского бунта 1650 г. мятежники намеревались убить его. При усмирении этого бунта московскими полками Ордин-Нащокин показал много усердия и уменья. С тех пор он пошел в гору. Когда в 1654 г. открылась война с Польшей, ему поручен был чрезвычайно трудный пост: с малыми военными силами он должен был сторожить московскую границу со стороны Литвы и Ливонии. Он отлично исполнил возложенное на него поручение. В 1656 г. началась война со Швецией, и сам царь двинулся в поход под Ригу. Когда московские войска взяли один из ливонских городов на Двине, Кокенгаузен (старинный русский Кукейнос, когда-то принадлежавший полоцким князьям), Нащокин был назначен воеводой этого и других новозавоеванных городов. На этой должности Ордин-Нащокин делает очень важные военные и дипломатические дела: сторожит границу, завоевывает ливонские городки, ведет переписку с польскими властями; ни одно важное дипломатическое дело не делается без его участия. В 1658 г. его усилиями заключено было Валиесарское перемирие со Швецией, условия которого превзошли ожидания самого царя Алексея. В 1665 г. Ордин-Нащокин сидел воеводой в родном своем Пскове. Наконец, он сослужил самую важную и тяжелую службу московскому правительству: после утомительных восьмимесячных переговоров с польскими уполномоченными он заключил в январе 1667 г. в Андрусове перемирие с Польшей, положившее конец опустошительной для обеих сторон тринадцатилетней войне. В этих переговорах Нащокин показал много дипломатической сообразительности и уменья ладить с иноземцами и вытягал у поляков не только Смоленскую и Северскую землю и восточную Малороссию, но и из западной Киев с округом. Заключение Андрусовского перемирия поставило Афанасия очень высоко в московском правительстве, составило ему громкую дипломатическую известность. Делая все эти дела, Нащокин быстро поднимался по чиновной лестнице. Городовой дворянин по отечеству, по происхождению, по заключении упомянутого перемирия он был пожалован в бояре и назначен главным управителем Посольского приказа с громким титулом "царской большой печати и государственных великих посольских дел сберегателя", т. е. стал государственным канцлером».

Цитируется по: Ключевский В.О. Сочинения в 9 томах. Том 3. Курс русской истории. Ч.3. М.: Мысль, 1988. с. 315-316

 

История в лицах


Из письма Алексея Михайловича А.Н.Ордин-Нащокину:  

Мы отправили окольничего князя Великого-Гагина в Вязьму с двумя полками рейтар и с четырьмя приказами стрельцов и с 33 пушками, из Вязьмы им велено идти в Смоленск не для крови, но для того, чтоб литовские войска отступили. Если польские войска из Смоленского уезда выйдут и комиссары будут к вам сходительнее прежнего, то тебе, от бога избранному и верному доброхоту нашему, уступать Динабург с Запорожьем, кроме берега здешней стороны против Запорожья, потому что по вашему договору комиссары уступают все черкасские города здешней стороны, а за Киев стоят; если же никакими способами Киева удержать будет нельзя, комиссары сходительны не будут, рати из Смоленского уезда не выведут, а захотят крови, то Киев уступить, но прежде настойте о выводе и задержании войск, чтоб отдавать было волею, а не по нужде. Смотреть накрепко, не своею ли службою хотят комиссары удержать Киев, но нарочно ли вам говорят, что указ им прислан с сейма; а нам подлинно известно, что сейм разорвался без всякого дела. Стойте всеми силами, чтоб нам в титлах по-прежнему киевским писаться

Цитируется по: Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Том 11, глава 3. М.: Мысль, 1989


Мир в это время


В 1667 году Деволюционная война между Францией и Испанией за территории в Нидерландах.

Портрет Людовика XIV. Шарль Ле Брюн. 1668 год

 
«Деволюционная война - так называется война, объявленная в 1667 г. Людовиком XIV Испании из-за находившихся в Нидерландах испанских владений. По обычаю этих провинций или, вернее, по обычаю Брабанта, дети от второго брака лишались наследства после отца (этот обычай известен был у некоторых юристов под именем деволюционного права). Король исп. Филипп IV (ум. 1665) оставил от первого брака только дочь Марию Терезию, состоявшую в супружестве с Людовиком XIV; от второй жены у него был сын, вступивший на престол под именем Карла II. Людовик XIV потребовал применения к Нидерландам деволюционного права, по которому владения должны были перейти к Марии Терезии. Испанские юристы доказывали, что деволюционное право было только частногражданским обычаем и не могло быть приложено к наследованию в государстве; притом, выходя замуж, Мария Терезия безусловно отказалась от прав на отцовское наследство. Французские дипломаты отвечали, что Нидерланды — скорее приватная собственность испанских королей, чем часть их государства; что же касается отречения инфанты, то оно недействительно, потому что она не была совершеннолетней, когда выходила замуж, и ее приданое не выплачено. Французский король вскоре поддержал свои требования оружием. В 1667 г. Испании была объявлена война. Людовик XIV обеспечил себе нейтралитет Англии, убедил некоторых имперских князей снабдить его войсками и сумел отклонить императора от испанского союза. Не прошло трех месяцев, как значительная часть Фландрии была покорена. Такие быстрые успехи обеспокоили Голландию, которая поспешила вступить с Англией в Швецией в переговоры, окончившиеся заключением тройственного союза в Гаге (1668), предложившего воюющим сторонам свое посредничество. Между тем франц. войска в глубокую зиму заняли Франшконте. Надежда вскоре наследовать Карлу II сделала, однако, Людовика XIV более податливым на предложения тройственного союза. Мир был заключен в Аахене. Франция сохранила свои завоевания во Фландрии (между прочим, Лилль и Дуэ), но возвратила Франшконте (1668)».

Цитируется по: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Спб: Издательское общество Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон. 1890-1907 гг.