ИСТОРИЯ

1855 год. 22 августа (10 августа ст.ст.) завершилось Свеаборгское сражение между русскими и английскими войсками

«Громадная эскадра, подошедшая 6 августа 1855 г. к Свеаборгу, была превосходно снабжена артиллерией. Даже канонерки получили специальное добавление: орудия «тяжелых калибров». 9 августа началась интенсивная бомбардировка. Русские отстреливались. В городе и на о. Саргон начались пожары и взрывы, в английской эскадре вышли из строя несколько канонерок. Артиллерийская дуэль продолжалась до захода солнца, после чего Дондас не решился продолжать бой и отвел несколько от крепости свои суда назад. На другой день, 10 августа, перестрелка возобновилась. Русская артиллерия («с сожалением» доносит об этом Дондас лордам адмиралтейства) взорвала мортирное судно, — и адмиралтейству донесли, что мортирные суда сильно страдают от русского огня, — и еще до наступления темноты были взорваны еще два мортирных судна. Линейный корабль «Мерлен» нарвался на подводный камень при отходе от крепости. Были и еще повреждения и несчастья, о которых Дондас говорит крайне глухо, как бы скороговоркой, так что лорды адмиралтейства, может быть, не вполне уразумели, чту, например, понимать под повторяющейся фразой: «Состояние мортир снова было доведено в течение ночи до моего сведения». Или почему Дондас прекратил бой вечером 10 августа, так как возымел, что «нельзя было получить соответственную выгоду, продолжая на следующий день огонь с меньшим количеством мортир и имея меньшие цели при более широком пространстве (обстрела. — Е. Т. )»{15}. Ясно, что русские подбили не три мортиры, а гораздо больше и что, конечно, далеко отступив от места боя, англичанам и нельзя было надеяться стрелять с большим успехом, чем было возможно с более близкого расстояния... Пожары и разрушения, вызванные в Свеаборге английским обстрелом, — вот было все, чем могла в конце концов похвалиться могущественная эскадра, посланная брать Свеаборг и удалившаяся после двухдневного артиллерийского боя, не взяв крепости и отступив от нее явственно в несколько потрепанном виде. Таков отчет британского главнокомандующего о свеаборгском деле 9–10 августа 1855 г»

Цитируется по: Тарле Е. В. Крымская война: в 2-х т. — М.-Л.: 1941-1944. c.423-424

История в лицах


Отношение командующего войсками в Финляндии к военному министру:

Приказание это было исполнено с тем достохвальным хладнокровием, которое отличает всякую хорошую артиллерию, и с таким успехом, что стоило только какому-нибудь из неприятельских судов выдвинуться вперед из занимаемой ими боевой линии, чтобы быть принужденным меткими выстрелами с наших укреплений с поспешностью отходить назад... множество обломков, плавающих в различных местах, свидетельствует о том, что каждое приближение к крепости обходилось неприятелю не без потерь и повреждении для его судов

Цитируется по: ЦГИАМ, ф. 722, д. 213, л. 234 об. Копия с отношения командующего войсками в Финляндии к военному министру от 4/16 августа 1855 г., № 1342 .

Мир в это время


В 1855 году скончался дон Карлос Старший, годом ранее устпивший престол сыну Карлосу Луису.

Портрет инфанта Карлоса. И.Магес. 1837 год

«Карлос, дон Карлос Старший (Don Carlos Mayor) (29.3.1788, Мадрид, ‒ 10.3.1855, Триест), вождь испанских карлистов, брат короля Фердинанда VII, претендовавший после его смерти на испанский престол (под именем Карла V). Развязал первую (1833‒40) карлистскую войну. Потерпев поражение, бежал (1839) во Францию. В 1854 году (по др. сведениям, в 1845 году) отрекся от своих притязаний на престол в пользу сына Карлоса Луиса».

Цитируется по: Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1970-1977