Из 65 000 безработных около 11 000 имеют основное образование (9 классов), более 18 000 - среднее образование (12 классов). На бирже труда также – более 4000 бакалавров и всего 2000 человек с высшим прикладным образованием.

О причинах такой ситуации на рынке труда нашей страны в студии передачи "Треугольник" в понедельник, 2 мая, с ведущим Ильей Нартовым беседовали профессор Таллиннского университета Рейн Вейдеманн, ректор Института экономики и управления ECOMEN Ханон Барабанер и студент Таллиннского технического университета Виталий Хайнатский.

Куда отправляться выпускнику школы?

«Проблема высшего образования в том, что оно стало массовым образованием. В других государствах - тоже, например, в Испании, и в последнее время в Финляндии. В течение двух последних десятилетий мы готовили менеджеров и руководителей, а не было инженерного образования, в такой интеллигенции мы сейчас нуждаемся. Надо соединить высшее техническое и высшее инженерное образование. А мы готовим бизнесменов», - уверен Рейн Вейдеманн.
 
«Чтобы были востребованы специалисты, нужны предприятия, где они могли бы работать. У нас долгое время экономика превращалась в сферу услуг. И у нас был определенный перекос в структуре высшего образования – много теоретического и мало прикладного. У нас много менеджеров вообще, т.е. не ориентированных на конкретную сферу, - поясняет Ханон Барабанер. - Если говорить о безработных людях с высшим образованием, то наименьшее количество – это те, кто имеет прикладное образование. А получающий высшее образование получает иную качественную основу. Это - не просто получение набора профессиональных знаний, но изменение структуры человека».

«Три года – это не высшее образование. Высшее образование – это степень магистра. Когда переходили на эту систему, предполагалось, что 90% бакалавров перейдут на степень магистра, но этого не получилось, переходят только 30%. Государство просто обмануло нас, профессоров. Все потому, что места предлагают платные и так далее», - говорит профессор Вейдеманн.

«За три года невозможно получить специальность», - подтверждает Ханон Барабанер.

«Многие просто хотят получить диплом, - замечает студент ТТУ Виталий Хайнатский. - Получение работы зависит от наличия опыта. Мы идем на практику, а нас не берут, потому что у нас нет опыта. Получается замкнутый круг».

Где в Эстонии можно получить качественное образование?

Когда же ведущий передачи Илья Нартов задал вопрос о том, какие университеты в Эстонии дают действительно качественное, по мнению гостей в студии, образование, Рейн Вейдеманн выделил, прежде всего, Тартуский университет, который окончил сам, а также Таллиннский университет, где ныне работает. «Тартуский университет дает качественное образование. И будучи патриотом Таллиннского университета, я уверен, что и там можно получить качественное образование. Например, на кафедрах японского языка, японской культуры, вообще восточной культуры. Плюс специальности, связанные с экологией. Смотреть надо, прежде всего, на специальность и уметь оценить свои возможности и желания».

«Сейчас у нас в стране насчитывается более 30 вузов и если не говорить о творческих, то я бы выделил максимум 6-7. Я бы назвал Тартуский университет, Таллиннский университет, Таллиннский технический университет и два, максимум три еще с прикладной подготовкой – это Эстонская бизнес-школа и наш институт, ориентированный на реальную экономику. И тут вопрос в том, сможет ли государство отобрать вузы. Я - сторонник государственной аккредитации и государственного лицензирования. Те же вузы, которые не смогут пройти эту планку, к сожалению, не имеют права существовать», - подвел жесткий итог Ханон Барабанер.

О том, на что абитуриентам при поступлении в вуз стоит обратить внимание, напомнил нынешний студент Виталий Хайнатский: «Прежде всего, надо смотреть, имеет ли университет аккредитацию и будет ли иметь ее после того, как студент окончит обучение. Потому что можно окончить университет, а потом этот диплом некуда будет приложить. Конечно, надо смотреть на профессионально-ориентированные университеты, а также, без сомнений, Тартуский, Таллинский, Таллиннский технический. Плюс многие хотят уехать учиться за рубеж. Говорят, что в Северных странах обучение бесплатно, но студент должен где-то жить, студент хочет кушать и получается в итоге даже дороже, поскольку там жизнь в принципе дорогая».

В чем преимущества эстонского образования перед зарубежным?

Когда речь зашла о том, какие преимущества местные университеты могут предложить студентам, дабы те не мечтали уехать учиться за границу, Рейн Вейдеманн сказал, что тут все зависит от специальности: «Например, гуманитарные отрасли – если они хотят обогатить эстонскую культуру и этонкое общество, то начинать целесообразно здесь. А если они получают образование на английском языке, то они и выбирают учебу за рубежом. Особенно русскоязычная  молодежь, если она не хочет получать образование на эстонском или русском, она уезжает».

«Самый основной момент заключается в том - собирается человек связать свою жизнь с Эстонией или не нет. Учеба в другой стране дает не только знания, но и систему связей, которые помогают делать карьеру. Есть специальности, по которым получить образование в Эстонии нельзя, тогда надо куда-то ехать. Если же ваша специальность входит в тот круг специальностей, которые возможно получить на нормальном уровне в Эстонии, то надо выбирать это, - говорит ректор Барабанер. - Я преподавал в 17 странах и средний уровень преподавания в Эстонии не уступает среднему уровню. Есть пики и есть средний уровень. Есть специальности, которые лучше дают в Германии или Англии, тогда надо ехать туда. Но у нас внедрилось не очень правильное мнение об уровне подготовки в Эстонии и это надо менять».

«Из нашего класса поехал учиться за границу только один человек – в Россию. Он уехал в Санкт-Петербург, чтобы там остаться и работать. Ему дали новое общежитие, стипендию и так далее», - рассказывает Виталий Хайнатский.

30 вузов – это много?

Говоря о том, что 30 вузов на нашу страну – это, на самом деле, много или мало, Рейн Вейдеманн отметил, что тут вопрос в том, дублируются ли учебные программы: «На самом деле, они все-таки исходят из того, чтобы не дублироваться. С другой стороны, у каждой программы есть нюансы и поэтому измерить где дублируются программы сложно. \...\ Выявить недостаточно хорошие вузы может помочь только аттестация».

«У нас был период, когда было около 60 вузов, заодно и такие, которые помещались в комнате при бане. Но я согласен с министром образования, что даже сейчас их слишком много. У многих есть условная аккредитация – только на три года – мол, через три года будет лучше, - вспоминает Ханон Барабанер. - Правильно, что введено государственное лицензирование. Плюс сейчас необходимо определенное объединение между вузами с русскоязычным образованием. Маленький вуз не может обеспечить всего необходимого – материальной базы, профессуры и так далее. Плюс сертификация по системе ISO – международного знака качества образования».

Отвечая на вопрос о том, интересует ли студентов вопрос о преподавательском составе, Виталий Хайнатский ответил, что сегодня это – не вопрос: «Сейчас очень просто найти в Интернете информацию про университеты и про всех преподавателей. Если ты – абитуриент, то можешь поговорить со студентами, на сайт университета зайти и прочитать там CV. Многие преподаватели переходят из одного университета в другой и это в порядке вещей».

Работать и учиться возможно?

Далее, когда речь в студии зашла о том, возможно ли совмещать работу и учебу, представитель студенчества отметил, что полноценно учиться и работать – это невозможно. Потому что учеба – это и есть работа. Есть виды работ, где гибкий график и ты можешь совмещать. Но сейчас в Эстонии такая тенденция, что работодатель не хочет брать на работу студента с неполной нагрузкой. А многие совмещают учебу с работой, толком не работают и не учатся. Правда некоторые должны это делать, чтобы заплатить за учебу. И некоторые учатся не по три, а по 5-6 лет».

«Для меня непонятна эта реальность растягивания учебы. Сегодня я пришел на лекцию днем, около 3 часов и заранее 10-15 студентов сказали, что должны убежать на работу. И спрашивается, откуда они возьмут остальную часть моих лекций? Я лекции в Интернет не вывешиваю, а однокурсников они не знают, потому что курсовой системы как таковой не существует и это - результат нашего платного высшего образования. Если найдется рабочее место, которое близко специальности, то это было бы лучше», - говорит профессор Вейдеманн.

«В мире сегодня почти 40% студентов используют дистантные методы обучения. Работа студентов во многих странах является почти нормальной вещью, - замечает ректор Ханон Барабанер. - Я бы сказал так: особенно это касается прикладных специальностей, если человек работает, то он почти самый лучший студент».

«Однако это не касается гуманитарных предметов», - замечает Рейн Вейдеманн.

Как выбрать конкретную специальность?

Следующим Илья Нартов задал вопрос о том, какие специальности будут востребованы в ближайшие годы. «Есть набор традиционных специальностей – врач, преподаватель, строитель, инженер, бухучет. Будут востребованы специальности, связанные с экологией, природоохранной деятельностью, плюс с условно редкой деятельностью - и археология, и филология, плюс должно быть увеличено прикладное начало – физика, химия, технология – весь этот круг специальностей будет доступен в Эстонии», - ответил Ханон Барабанер.

«Ближайшие пять лет – это инфотехнологии. По стипендиям и тем деньгам, которые выделяются из фондов, я вижу, что это будет развиваться. Плюс – врачи, медицина – они уезжают в Швецию, Норвегию, Финляндию», - перечисляет Виталий.

«Я согласен и хочу добавить только право и юридические специальности. И, конечно, правоохранение. Что же касается филологической стороны, то в интересах Эстонии учить языки, которые откроют путь на Восток. Это касается, в том числе, и России. То есть, все специальности, которые позволят включить Эстонию в общемировые тенденции», - добавил Вейдеманн.

«Я убежден, что у Эстонии есть возможности обучения специалистов, что качество образования может позволить сделать эстонское образование в том числе и экспортной статьей», - говорит Ханон Барабанер.

Подводя итог передаче, эксперты в студии дали советы абитуриентам.

«Выберите специальность и уберите все лишнее – боишься крови, не иди на медицину. Второе – не думать, что после первого года все можно поменять. В следующем году будут люди, которые могут быть более успешны чем вы», - начинает Виталий.

«Важно, чтобы они осознали, что это – один из самых важных моментов в их жизни. От того, что они выберут, будет в дальнейшем складываться вся их жизнь», - говорит Ханон Барабанер.

«Исходите из того, что учиться надо всю жизнь. Если у вас золотые руки – выбирайте прикладное образование, а если у вас какие-то амбиции, то следите, какое направление выбирать», - советует Рейн Вейдеманн.

В следующей передаче «Треугольник» ведущая Елена Поверина будет беседовать с гостями в студии о дате «9 мая».

Полностью посмотреть передачу можно здесь