Депутаты Рийгикогу (слева направо) Яна Тоом (Центристская партия), Лийза Пакоста (Союз Отечества и Республики), Урмас Клаас (Партия реформ) и Евгений Осиновский (Социал-демократическая партия) вынуждены были держать ответ за происходящее сегодня в системе образования. В центре – журналист Олеся Лагашина.  фото: Станислав Мошков
Фото: Станислав Мошков

В минувший вторник еженедельник «День за Днем» и портал DzD.ee свели в одном зале своих читателей и представителей парламентских партий. Речь шла о реформах в сфере образования. Ситуация, как выяснилось, не нравится никому, поэтому на собрании было жарко.

 

Поводом для встречи читателей с депутатами стала первая годовщина работы нынешнего состава Рийгикогу. Этот тот самый срок, когда принято подводить промежуточные итоги, чтобы понять – оправдываются надежды избирателей по отношению к людям, которых они выдвинули. Основной в этот период стала тема образования: для русских – перевод 60% гимназического образования на эстонский язык, а для всего общества вместе – реформа высшего образования, учительские зарплаты и сокращение количества школ. Гостями редакции от Рийгикогу стали Яна Тоом (Центристская партия), Лийза Пакоста (Союз Отечества и Республики), Урмас Клаас (Партия реформ) и Евгений Осиновский (Социал-демократическая партия).

На войне – как а ля гер

Если начать с подведения итога встречи, то можно сказать: у каждого своя правда. Отношения между политиками метко сформулировала Яна Тоом: «При обычном общении у нас нет никаких разногласий, мы быстро находим общий язык и можем обсуждать самые разные темы. Но входя в зал заседаний, вступаем в очень жесткое противостояние». Так было и на публичной встрече, когда Осиновский парировал Клаасу, Пакоста в лице Тоом разоблачала центристов, и всем вместе пришлось сдерживать натиск простого избирателя-читателя.

В частности, не обошлось и без взаимных подколок при обсуждении финансирования образования. Осиновский заметил, что в ситуации, когда министр финансов (выходец из Партии реформ) обычно ведет себя, как прижимистый бухгалтер, приходится откладывать многие решения, которые важны для нашей страны и общества в более долгосрочной перспективе.

Клаас поспешил напомнить, что министром финансов успел побывать и представитель социал-демократов, и получилось у него это, по мнению депутата, «не очень». При этом, добавил он, вопрос денег настолько тесно связан с образованием, что тот же Осиновский большую часть своего выступления говорил именно о финансах. Получается своего рода замкнутый круг: для того чтобы государство направило из бюджета больше денег на образование, нужно вкладывать в образование средства, для того чтобы образованный человек получил хорошую работу и мог платить хорошие налоги, которые пополнят государственный бюджет, из которого...

Нашлось что сказать друг другу и дамам. Тоом объяснила: центристам непросто бороться за образование, поскольку партия находится в оппозиции, а в нашей стране традиционно все предложения и поправки от не правящих партий принято отвергать.

Например, боролись за введение бесплатных обедов не только для учеников основной школы, но и для детских садиков и гимназии – отклонено. Бились за разрешение для ряда гимназий оставаться учебными заведениями с русским языком обучения – тоже не вышло. Пакоста взяла слово и напомнила, что государство – государством, но настоящую модель поведения партии можно видеть на примере самоуправления, в котором Центристская партия находится у власти: «Таллиннское городское собрание своим решением отменило дотации на питание в детских садиках. Таллинн принял решение о том, что в столице останется всего 13 гимназий. И это не решение правительства. Поэтому мне удивительно слышать слова Яны Тоом».

Пустое брюхо к учению глухо

Реформа высшего образования, по словам всех участников встречи, необходима. Клаас и Пакоста уверены, что принимаемые изменения исключительно позитивны, поскольку все умные ребята смогут, несмотря на финансовое положение их семей, получить отличное образование: такое, как у выпускника лондонского вуза Осиновского, как сказала Лийза-Ли Пакоста. А Клаас отметил, что задача государства сделать все, чтобы люди получали отличное образование, но в строго установленные сроки, а после могли работать по полученной специальности.

И тут возникли серьезные вопросы у Осиновского, который напомнил, что реформа образования тесно связана с внесением поправок в Закон о социальных пособиях. Около 20 процентов студентов смогут получать что-то вроде стипендии, но речь идет о 135 евро, прожить на которые нельзя, поэтому ребятам придется подрабатывать. Реформа же образования подразумевает отказ от работы и сосредоточение на учебе или потерю этой самой стипендии. Социал-демократ считает, что сумма пособия должна быть значительно большей, а Клаас напомнил, что ни в одной стране мира государство не будет кормить студента в полном объеме.

Тоом высказала сомнения по поводу того, что бесплатное обучение светит студентам, обучающимся на русской филологии, к примеру, или иных направлениях, связанных с иностранным языком, поскольку реформа касается эстоноязычных программ. Пакоста с Клаасом запротестовали, сказав, что основной язык обучения не важен, главное – чтобы программа была аккредитована. В конце концов, наши вузы успешно преподают и на русском, и на английском языках, привлекают преподавателей и студентов из-за рубежа, и англоязычные специальности пользуются огромной популярностью.

Хорошо, что не побили

Вопросы читателей еще подлили масла в огонь дискуссии, особенно потому, что на встрече было трое представителей НКО «Русская школа», они-то в основном и атаковали депутатов. Андрей Поздняков интересовался тем, какие еще цели преследует правительство, переводя гимназические классы на эстонский язык обучения, если за последние годы школьники и так стали показывать значительно лучшие результаты при сдаче эстонского языка?

Осиновский отметил, что нормально было бы учить эстонскому языку еще с детского сада, тогда не будет этого безумия, когда дети, девять лет учившиеся на русском, вдруг должны переключиться на эстонский. Его позиция такова: нужно внимательно следить за тем, где и какие школы закрываются. Поскольку держать гимназию, например, в его родном Азери, где всего 14 учеников старших классов, конечно, бессмысленно. Но и закрывать учебное заведение, заставляя детей ездить далеко, – несправедливо. Простая математика здесь не пройдет.

Клаас уверен, что перевод русских школ на эстонский язык идет по плану и все это только во благо русских детей. А вот о реформе гимназического образования в целом еще нужно думать. И строить интернаты для гимназистов из глубинки начнут только после того, как исчерпают возможности организации школьного транспорта.

Пакоста отметила, что сама учила русский в школе и в университете, поэтому точно знает, что этого недостаточно, чтобы освоить другой язык и стать конкурентоспособным на рынке труда. Она поведала, что водит своих детей в двуязычный садик, где русским детям преподают за государственный счет эстонский язык. Эстонские же родители завидуют русским, поскольку хотели бы, чтобы их дети бесплатно учили русский.

Тоом пришлось отвечать на вопросы о частном русском лицее, который городские власти Таллинна – центристы – усердно создают как законную альтернативу переходу на эстонский язык обучения. Она отметила, что Линнамяэский русский лицей – лучшее учебное заведение в столице. Однако посетовала на то, что решение переделать его в частную школу городу было навязано. «А я очень не люблю вынужденные решения. И нет никакой гарантии, что при смене власти в Таллинне лицей будет сохранен».

Задали читатели и вопрос о том, есть ли у наших властей исследования, как переход на государственный язык обучения сказался на знаниях латвийских русских школьников. «Таких исследований нет. И нам известно, что, несмотря на реформу, обучение в большинстве школ тихо продолжается на русском», – сказала Тоом. «Такое исследование есть. И оно выразилось в результатах референдума по приданию русскому статуса второго государственного языка в Латвии», – высказала свое мнение Пакоста.

И это далеко не все, о чем говорилось на встрече читателей «ДД» с депутатами, а потому всем заинтересованным стоит принять участие в последующих подобных мероприятиях, о которых мы обязательно объявим заранее.