В Таллинне с большим успехом прошли гастроли Рижского русского театра. Гости привезли четыре спектакля, на всех залы были переполнены, и каждый зритель нашел для себя спектакль по душе.

Вообще идея обменных гастролей русских театров стран Балтии – идея замечательная, и еще более замечательно, что ее удалось осуществить. В Таллинне – русские театры из Риги и Вильнюса, в Риге и Вильнюсе – Русский театр Эстонии. И становится более ясным, как живется русским театрам в национальных государствах – какие художественные цели они перед собой ставят, как их решают, какова их материальная база, в каком состоянии труппы…

Судя по всему, Рижский русский театр имени Михаила Чехова живет хоть и с проблемами (а где их нет?), но очень насыщенной творческой жизнью. Четыре привезенных спектакля – «Граненка», «Смешанные чувства», «Фро» и «Танго между строк» - четыре разных художественных мира, четыре разных режиссера и одна прекрасная актерская труппа, готовая к разным сценическим решениям, профессионально владеющая не только актерским мастерством, но и вокалом, и пластикой.

«Смешанные чувства» – пьеса о светлой печали

Это пьеса о двух овдовевших людях, все-таки нашедших позднее счастье: живые, не бойтесь любить, это не будет предательством по отношению к любимым. Написать эту пьесу американскому драматургу Ричарду Баэру помог собственные опыт: он потерял жену, а потом женился на ее подруге. Пьеса теплая, светлая, без особых драматургических ходов и затей, но дающая актерам возможность рассказать понятную человеческую историю.

Было интересно увидеть в драматической роли известного сатирика и юмориста Геннадия Хазанова. В Рижском русском театре спектакль поставил режиссер Леонид Трушкин, основатель первого русского частного «Театра Чехова», где она шла много лет с тем же исполнителем. В Риге партнером Хазанова выступила рижская актриса Галина Российская.

Такой способ привлечения не только приглашенных режиссеров, но «медийных лиц» на сцену собственного Рижского русского театра его директор Эдуард Цеховал использует не впервые: на заре перестройки в репертуаре рижан был спектакль, где играли московские звезды Игорь Костолевский и Михаил Филиппов, причем играли его не только в Риге, но и в Москве, и у родного их Театра им.Маяковского стоял рекламный щит, пригашающий москвичей на этот спектакль Рижского русского театра. Эта способность директора предпринимать для блага театра самые нетрадиционные шаги помогает театру не только в трудные времена – не зря Эдуард Цеховал стал лауреатом премии К.С.Станиславского «За сохранение традиций русского театра в Латвии».

Спектакль «Фро» - это просто театральное чудо

«В прекрасном и яростном мире» - так назывался один из первых сборников прозы Андрея Платонова, возвращенной читателям в 60-е годы прошлого века после почти двадцатилетнего забвения. Тогда и стал мгновенно популярным тонкий, лиричный, акварельной нежности рассказ «Фро», который с тех пор не раз переносился на сцену. Но рижский спектакль режиссера Руслана Кудашова (кукольника, главного режиссера Петербургского Большого театра кукол!) – это просто театральное чудо. Ему удалось то, что на сцене удается чрезвычайно редко – соединись в единый сплав чудесную нежную прозу Платонова и передать энтузиазм 30-годов, когда главным девизом новой страны было «Время, вперед!».

Стиль актерского существования – плакат времен «Окон РОСТА», пластика шаржирована, слова подаются громко, интонировано. Но смысл слов не теряется, и лирика платоновской прозы чудесным образом сохраняется. И оформление – кружевные полотенца, на некоторых гладью вышиты серп и молот или другие символы эпохи (художник Николай Слободяник). Любимый муж Фро (Фроси) Федор похож на известный портрет молодого Маяковского - бритая голова, широченные плечи, уверенный взгляд. Время требовало всеобщего образования – и Федор с энтузиазмом учит жителей маленького железнодорожного поселка таинствам рождения электрического тока.

Замечательная сцена – он с ловкостью заправского акробата изображает даже неизобразимое – как невидимый ток бежит по проводам и что такое микрофарада. Но он же и поэт, и уехав от Фроси на Дальний Восток – «строить коммунизм или еще что-нибудь», читает рубленые строки стихов – но лирических, а не идейных.

Эта двойственость эпохи – все перекрывающие вера в прекрасное будущее и всеобщий энтузиазм созидания (даже отец Фро, паровозный машинист, тоскует на пенсии и не спит, ожидая вызова в депо), бытовая неустроенность и тоска по семейному уюту и простому семейному счастью, страх, (рассказ напарницы Фро о том, как ее посадили по злому навету, потом отпустили, а муж даже боялся ее, вернувшуюся, обнять: вдруг она враг), и ничем непобедимая жажда любви, живущая в главной героине Фро – все есть в этом спектакле.

Все передано чудесной платоновской прозой, бережно переложенной для сцены (рассказ почти полностью сохранен, и это дает необходимое актерское отстранение), тонкой и изобретательной режиссурой, выразительным оформлением, замечательным музыкальном рядом («Белла, чао!», а как же иначе!), изобретательным светом. А как решена высшая любовная сцена, когда Фро ложной телеграммой о собственной смертельной болезни срывает Федора с поезда, и они восемь дней проводят в любовном бреду! Можно себе представить, что бы сделали с этой сценой так называемые некоторые современные режиссеры, тем более, что кровать с кружевными занавесками на сцене присутствует! А что делает режиссер Руслан Кудашов? Поднимается вверх центральное кружевное полотно, а за ним открывается огромная динамо-машина (символ эпохи всеобщей электрификации!) , и Фро с Федором крутят ручки этой машины до тех пор, пока не пронзает сцену настоящий электрический разряд!

Конечно, рассказ «Фро», вроде, зарисовка из жизни одной семьи, и многие инсценировки, которые довелось видеть, сделаны именно в лирическом ключе. Да и сам Руслан Кудашов, например, в Брестском театре кукол поставил ту же «Фро» как вневременной гимн любви, но рижская постановка поражает именно соединением человеческих чувств с воздухом эпохи.

Вся стильность и образность спектакля «оживает» благодаря замечательным актерам. Екатерина Фролова, исполнительница роли Фро, - актриса редкого сочетания лирического дарования и умения передать добрую ироничность по отношению к своей героине, понять и передать некую ее экзальтированность (недаром обыкновенное имя Фрося она переделала в неместное Фро). Прекрасно работают Федор – артист Виталий Яковлев, Отец – артист Леонид Ленц, исполнители эпизодических ролей – отличный актерский ансамбль.

К слову, удивила реакция некоторой части публики. Мне кажется, что весь зал чувствовал, что на сцене идет замечательный спектакль (об этом свидетельствовала чуткая тишина), но не все зрители сразу поняли и приняли этот художественный язык, и не все дали себе труд задуматься, почему он здесь именно такой, а не другой. Все-таки, очевидно, многочисленные «чесы»-антрепризы с наскоро сбитой актерской командой «медийных лиц», не утруждающие себя хоть какой-то режиссурой, вкус зрительский у нас изрядно попортили. Практически на любом, даже самом безвкусном антрепризном представлении зал зачем-то встает и начинает бешено аплодировать – чему? На спектакле «Фро» в благодарность его создателям поднялась половина зала – думаю, лучшая зрительская половина, любящая и понимающая толк в настоящем театре.

«Ах, эти черные глаза!» обречен на успех в любой аудитории

Этот спектакль-шлягер, посвященный «королю танго» Оскару Строку, обречен на успех в любой аудитории, и наш город не исключение. История жизни композитора Оскара Строка, рижанина и всемирно известного сочинителя танго, написана драматургом Алексеем Щербаком и рассказана Рижским русским театром прочувствованно и проникновенно.

Актер Яков Рафальсон играет главную роль с тонким пониманием своего героя, его ответственности перед своим талантом и своей семьей, с юмором, который помогает пережить все дары судьбы, а их на долю маэстро немало пришлось немало. Надолго отлученный советской властью от профессии, при встрече с министром культуры Фурцевой он в ответ на ее фразу «Вы же сами свои песни пишите, не Бог же вам их напевает» лукаво отвечает «Бог напевал Моцарту, а я пишу сам»…

Живой оркестр исполняет танго Оскара Строка, артисты мюзик-холла и кабаре под эти пленительные мелодии исполняют свои номера – это жизнь маэстро и фон его жизни, и на сцене живет, творит, страдает, радуется, мучается замечательный и бесстрашный человек Оскар Строк – бенефисная роль прекрасного актера Якова Рафальсона.

Спектакль «Танго между строк» завершил таллиннские гастроли Рижского русского театра, ставшие настоящим событием для таллиннских театралов. Это первые большие гастроли рижан в Таллинне за много лет, и надеемся, что они станут началом постоянных обменов творчеством русских театров стран Балтии.

Екатерина Таклая
Редактор

rus.ERR.ee

Обсуждение закрыто

Вход на сайт