В Москве завершился XIV Международный конкурс имени Чайковского. Благодаря Валерию Гергиеву конкурс после многих лет застоя обрел все признаки современности: впервые все выступления и репетиции транслировались в интернете, было собрано выдающееся по составу жюри и изменена система голосования. Однако несмотря на всю прозрачность слухи, интриги и скандалы никуда не исчезли. Они-то и стали главным аргументом в пользу того, что конкурс состоялся.
О намерении сделать конкурс максимально открытым и прозрачным Гергиев заговорил сразу же после того, как два года назад возглавил оргкомитет состязания. Он обещал собрать "очень авторитетное и морально чистое" жюри и полностью сдержал свое обещание. Сложно представить себе более представительное жюри в конкурсе пианистов: Барри Дуглас, Мишель Берофф, Ефим Бронфман, Питер Донохоу, Денис Мацуев - это лишь часть судейской коллегии.
Хватало громких имен и в жюри других специальностей - скрипачей судили Анне-Софи Муттер и Леонидас Кавакос, виолончелистов - Марио Брунелло, Кшиштоф Пендерецкий и Давид Герингас, вокалистов - Рената Скотто и Елена Образцова. Ожидались также Тереса Берганса и Ферруччо Фурланетто, но они не смогли приехать в Россию. Кое-какие сложности возникли и с фортепианным жюри - из-за болезни не смог приехать Владимир Ашкенази.
Гергиев также разделил конкурс на два города - Москву (фортепиано и виолончель) и Санкт-Петербург (скрипка и вокал) и пригласил на должность генерального директора конкурса американца Ричарда Родзинского. Именно Родзинский ввел новую для конкурса Чайковского систему оценок под названием Scores of Harmony - специальная компьютерная программа анализирует оценки членов жюри и подводит итог. Программа устроена так, что она усредняет все очень высокие или очень низкие оценки жюри, сводя к минимуму необъективность и влияние авторитетных судей на конечный результат.
Вся эта автоматизированность, интернациональность и открытость конкурсной процедуры внушали надежду на объективность, с чем публике было крайне сложно смириться, ведь конкурс - это эмоции; мало того что это музыка, это еще и соревнование. Много споров было, в частности, о том, почему результаты объявляют так долго, если баллы считает программа. Многие задавались вопросом, почему после завершения каждого тура результатов ждут по часу, нет ли тут какого-то подвоха? А уж когда член жюри фортепианного конкурса бразилец Нельсон Фрейре покинул Москву перед началом второго тура, публика развернулась вовсю.
![]() |
Нарек Ахназарян. Фото с сайта tchaikovsky-competition.com |
Во втором туре фортепианного конкурса ситуация стала еще драматичнее. Когда 24 июня жюри объявило пятерых финалистов, публика в Большом зале Консерватории подняла настоящий бунт: в финал не прошел главный любимец слушателей и фаворит критики Александр Лубянцев (с ним отсеялся, кстати, и Копачевский). Зрители отказались расходиться, устроив Лубянцеву овацию, и проводили жюри выкриками "Позор". Расстройство у публики вызвало и отсутствие в финале яркого российского пианиста Эдуарда Кунца, который не прошел даже во второй этап второго тура, имея в активе больше десятка первых премий на международных конкурсах.
Публика и критика не досчитались любимцев и в других номинациях - многих удивило отсутствие в списке финалистов скрипача Андрея Баранова, виолончелиста Дэвида Эггерта и сопрано Ольги Пудовой. После этого против жюри поднялась волна критики - как со стороны посетителей форумов на ForumKlassika.Ru (способных кого хочешь порвать в клочья), так и со страниц газет и интернет-СМИ. Лубянцев стал последней каплей, после него жюри конкурса припомнили и не прошедшего предварительный отбор Юрия Фаворина, лауреата конкурса королевы Елизаветы в Брюсселе, не уступающего по престижу конкурсу Чайковского, и внезапное исчезновение Нельсона Фрейре, и кумовство, от которого Гергиев так хотел конкурс избавить.
Тут же вскрылись "истинные" механизмы выбора победителей. Выход в финал кореянки Йол Юм Сон объяснили тем, что ей покровительствует Родзинский, а учится она у профессора Арье Варди, "с которым никто не хочет ссориться". Украинца Александра Романовского, как оказалось, продвигает известная покровительница искусств японская миллиардерша Йоко Нагаэ Ческина, которая когда-то ровно таким же образом вывела в люди Максима Венгерова, а кроме того - у него педагог в жюри (Дмитрий Алексеев). С другими финалистами тоже не все было чисто: у победителя Даниила Трифонова педагог (Сергей Бабаян) был в жюри отборочного тура и даже у 17-летнего корейца Сенг Чжин Чо нашлись свои влиятельные защитники. Только Алексей Чернов был без протекции (и получил в итоге пятую премию).
Говорили также, что свою роль сыграло лобби производителей роялей: Лубянцев играл на итальянском Fazioli, в отличие от большинства участников второго тура, которые предпочли авторитетный Steinway. Представитель этой фирмы после объявления финалистов шептался с Романовским - и, по мнению зрителей, делал это весьма многозначительно (нашептав ему в итоге четвертую премию).
Видео |
Избранные выступления пианистов на конкурсе Чайковского |
В том, что ни один скандал от публики скрыт не был, - большая заслуга Гергиева. И конкурс у него по внешним признакам получился очень хороший: успешно выступили привычно виртоузные азиаты, победители - при всех "но" - ни у кого вопросов не вызывают, а что касается "неудачников" конкурса, то Гергиев пообещал, что никто из не прошедших в финал, но замеченных публикой музыкантов не будет забыт. Лубянцев, к примеру, вскоре даст концерт в Мариинском театре, а Эдуард Кунц уже подписал контракт с Yamaha и стал солистом Московской филармонии. Всем победителям гарантирован денежный приз в сумме 20 тысяч евро и трехлетние гастроли в России и за рубежом.
Лауреаты XIV Международного конкурса имени Чайковского:
Фортепиано
Первая премия - Даниил Трифонов (Россия)
Вторая премия - Йол Юм Сон (Южная Корея)
Третья премия - Сенг Чжин Чо (Южная Корея)
Четвертая премия - Александр Романовский (Украина)
Пятая премия - Алексей Чернов (Россия)
Скрипка
Первая премия - не присуждена
Вторая премия - Сергей Догадин (Россия) и Итамар Зорман (Израиль)
Третья премия - Джехье Ли (Южная Корея)
Четвертая премия - Найджел Армстронг (США)
Пятая премия - Эрик Сильбергер (США)
Виолончель
Первая премия - Нарек Ахназарян (Армения)
Вторая премия - Эдгар Моро (Франция)
Третья премия - Иван Каризна (Белоруссия)
Четвертая премия - Норберт Ангер (Германия)
Пятая премия - Умберто Клеричи (Италия)
Сольное пение (женщины)
Первая премия - Сун Янг Сео (сопрано, Южная Корея)
Вторая премия - не присуждена
Третья премия - Елена Гусева (сопрано, Россия)
Четвертая премия - не присуждена
Сольное пение (мужчины)
Первая премия - Чжонмин Парк (бас, Южная Корея)
Вторая премия - Энхбат Амартувшин (баритон, Монголия)
Третья премия - не присуждена
Четвертая премия - не присуждена
XIV конкурс Чайковского, может быть, был не идеальным, - не состоялся еще такой конкурс, с которого все ушли бы довольными, - но сделал огромный шаг вперед. Это и появление в конкурсной программе современной музыки, и онлайн-трансляция концертов, и постоянно обновляемый блог, и многое другое, что поможет вернуть конкурсу растраченный за последние 30 лет статус.
Несмотря на то что конкурс завершился, одна интрига все еще сохраняется - это имя обладателя Гран-при. Его объявят 2 июля после гала-концерта победителей в Санкт-Петербурге, и к тому времени, хочется надеяться, недовольных не останется.