Обладатели многомиллионных состояний до революции могли позволить себе всё — и монументальные трехэтажные усадьбы, и неоготические особняки, и английские замки. «Культура.РФ» рассказывает, в каких домах жили богатейшие купцы и промышленники своего времени.  

Городская усадьба Демидовых

Гороховский переулок, 4

При Петре I династия Демидовых стала одной из богатейших в России: они основали несколько горнодобывающих и оружейных заводов на Урале и в Туле. В конце XVIII века Иван Демидов построил в Басманной слободе Москвы городскую усадьбу в стиле классицизм.

Автором проекта стал архитектор Матвей Казаков. На месте одноэтажных палат он возвел монументальное трехэтажное здание с торжественной колоннадой: коринфский портик украшен скульптурным декором. Впечатляюще выглядели интерьеры дома — особенно выделялись «Золотые комнаты». В парадных залах деревянная резьба мебели, карнизов была покрыта позолотой — по рисункам архитектора.

Впоследствии усадьба не раз меняла своих владельцев и перестраивалась. В советское время здесь разместился Институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии. С 1993 года в усадьбе находится Государственный университет геодезии и картографии.

Особняк Николая Второва

Спасопесковский переулок, 10

В начале XX века банкир и предприниматель Николай Второв был самым богатым человеком России. Его состояние историки оценивают в 60 миллионов золотых рублей (более 60 миллиардов в пересчете на современные деньги). В Москве по заказу Второва архитекторы Владимир Адамович и Владимир Маят построили большой особняк в стиле неоклассицизм. Они спроектировали симметричное здание с полуротондой, поддерживающей балкон. Интерьер дома оформлял художник Игнатий Нивинский. После революции особняк был национализирован — в нем стали размещаться квартиры и конторы. С 1933 года в здании находится резиденция посла США, а сам особняк носит имя «Спасо-хаус».

Особняк Зинаиды Морозовой

улица Спиридоновка, 17

Семья Морозовых была одной из богатейших купеческих династий России. Им принадлежали хлопковые поля, текстильные фабрики, химические заводы. Морозовы владели многочисленной недвижимостью в Москве и Подмосковье. Один из самых известных особняков столицы — дом Зинаиды Морозовой, жены Саввы Морозова.

Усадьбу достроили в 1898 году, проектом руководил архитектор Федор Шехтель. Он возвел усадьбу в неоготическом стиле с башней с массивными окнами. Фасады он декорировал довольно лаконично — главной деталью стал ряд арочных окон. Для оформления интерьера Шехтель пригласил молодого Михаила Врубеля. Художник написал для гостиной три панно, создал витраж «Рыцарь» и скульптуру «Роберт и монахини». С приходом советской власти в особняке размещались продовольственный комитет, сиротский приют. Сегодня здесь находится дом приемов Министерства иностранных дел.

Особняк Петра Смирнова

Тверской бульвар, 18

В XIX веке русский предприниматель Петр Смирнов носил прозвище «водочного короля» России: ему принадлежало «Товарищество водочного завода, складов вина, спирта и русских и иностранных виноградных вин П.А. Смирнова в Москве». Когда император Александр III попробовал продукцию Смирнова, то сделал его единственным поставщиком Двора Его Императорского Величества.

Его сын и наследник Петр Смирнов в 1900 году приобрел усадьбу на Тверском бульваре. Реконструкцию дома он поручил архитектору Федору Шехтелю. Внешне зодчий придал усадьбе шик стиля модерн — спроектировал застекленные эркеры, добавил балкончик, поменял форму окон. Внутри же он создал анфиладу комнат, решенных в самых разных стилях: классицизм, рококо, египетский, греческий и другие. В самой усадьбе провели электричество, сделали вентиляцию и паровое отопление. В советское время в особняке находились Революционный трибунал, народный суд и прокуратура, сегодня там располагается банкетный зал.

Городская усадьба Андрея Кнопа

Колпачный переулок, 5

Одним из самых богатых людей в России XIX века был Иоганн Людвиг Кноп — предприниматель, торговец хлопком. Он помогал открывать текстильные фабрики по всей стране: более 200 предприятий были построены под руководством Кнопа. После смерти предпринимателя два его сына унаследовали не только фабрики, но и городскую усадьбу. Они поделили ее между собой. На одном из участков в 1900 году архитектор Карл Трейман возвел для Андрея Кнопа городской особняк в неоготическом стиле. Похожее на английский замок здание украшали зубчатая башенка, щипцовые завершения и скульптурные баронские гербы семьи Кнопов. Внутри усадьба тоже была оформлена в стиле английской готики — стены украшали коллекционные ружья и гобелены.

После революции усадьбу национализировали, в разное время здесь располагались представительство Украинской ССР, приемная председателя Государственной комиссии по электрификации России Глеба Кржижановского и московский комитет Комсомольской организации. Сегодня в здании размещаются коммерческие конторы.

Усадьба Козьмы Солдатенкова

Мясницкая улица, 37

Козьма Солдатенков вошел в историю как владелец собственной художественной галереи, книготорговец и один из крупнейших благотворителей: он пожертвовал более 5 миллионов рублей (для сравнения — на 50 рублей в то время можно было купить корову или лошадь). Доход ему приносили текстильные фабрики, унаследованные от отца.

В 1850-е годы он приобрел усадьбу, построенную Осипом Бове и Афанасием Григорьевым. Ее реконструкцию он поручил архитектору Александру Резанову. Тот расширил флигели и пристроил парадный вестибюль. Интерьеры зодчий оформил в разных стилях — византийском, помпейском, ренессансе. Кроме того, в усадьбе была устроена старообрядческая молельня. Здесь же размещалась живописная коллекция и библиотека. При Солдатенкове особняк был одним из центров культурной жизни Москвы — его посещали Василий Ключевский, Антон Чехов, Сергей Соловьев и другие. После революции в усадьбе размещались санаторий, детский сад; в годы войны — Ставка Верховного главнокомандования и Государственный комитет обороны. Сегодня в одном из флигелей усадьбы работает ресторан.

Особняк Николая Стахеева

Новая Басманная улица, 14

Николай Стахеев был золотопромышленником и купцом. В Москве ему принадлежало несколько доходных домов. Именно он построил доходный дом на Мясницкой улице — сегодня в этом здании находится книжный магазин «Библио-Глобус». Сам Стахеев жил в неогреческой усадьбе на Новой Басманной улице. Усадебный дом для купца возвел в 1899 году архитектор Михаил Бугровский. Перед монументальным асимметричным зданием был разбит сад и установлен фонтан «Богиня ночи» (он работает и сегодня). Интерьеры сочетали в себе разные стили: там были залы в стиле барокко, рококо, готики и др. После революции в особняке разместилось подразделение Наркомата путей сообщения, а потом Центральный дом детей железнодорожников.

Особняк Степана Рябушинского

улица Малая Никитская, 6

В середине XIX века калужские крестьяне-старообрядцы Рябушинские основали небольшую текстильную фабрику. Со временем количество фабрик увеличилось, а Рябушинские вошли в число самых богатых людей России. Один из известнейших московских адресов этой фамилии — особняк Степана Рябушинского на Малой Никитской улице, который стал одним из главных памятников модерна в Москве.

Особняк возвел в 1903 году архитектор Федор Шехтель. Он спроектировал трехэтажный дом. Однако из-за окон разного размера, расположенных на разных уровнях, он выглядел с одной стороны как двухэтажный, а с другой — как многоэтажный. Фасад здания украшает мозаика с изображением ирисов. Интерьер дома решен в морском стиле — на второй этаж ведет волнообразная лестница: ее прототипом стала лестница в доме французской актрисы Иветты Гильбер.

В холле висит люстра в форме медузы, а дверные ручки отлиты в форме морских коньков. Главным секретом здания стала тайная старообрядческая молельня, расположенная в мансарде. После революции особняк национализировали. В советское время он принадлежал Наркомату иностранных дел, Психоаналитическому институту и даже детскому саду. Сейчас в здании находится Музей-квартира Максима Горького: писатель жил здесь в 1931–1936 годах.

Усадьба Прохоровых-Хлудовых

Подсосенский переулок, 30

Семья Прохоровых владела старейшим текстильным предприятием Москвы — Трехгорной мануфактурой. Она приносила им огромную прибыль. В 1860-е Константин Прохоров с женой Прасковьей Хлудовой (наследницей купеческой династии Хлудовых) переехали в усадьбу на Воронцовом поле. Здание было построено еще в конце XVIII века, а затем восстановлено после пожара 1812 года. Внешне решенное в стиле классицизм, внутри оно было оформлено более разнообразно — в неомавританском, греческом и других стилях. В 1997 году здание полностью отреставрировали, сегодня в нем располагаются офисы Росэнергобанка. Раз в месяц в особняке проводят экскурсии.

Усадьба Красильщиковых

Моховая улица, 6

За 100 лет семья Красильщиковых проделала путь от крепостных крестьян до одних из самых богатых промышленников России. Свой капитал они заработали на текстильном производстве. В 1906 году Николай Красильщиков купил большой дом на Моховой улице, которым в разное время владели князья Никита Зотов, Федор Голицын и Петр Шаховской.

Последняя реконструкция дома была сделана в 1868 году архитектором Александром Каминским: он объединил главный корпус с боковыми флигелями и пристроил классический ионический портик. После революции Красильщиковы эмигрировали во Францию. В доме располагалось общежитие, а позже — Институт библиотековедения. Сегодня в усадьбе находится Центр восточной литературы Российской государственной библиотеки.

Автор: Лидия Утёмова

Обсуждение закрыто

Вход на сайт