Известные зодчие прошлых веков «специализировались» на столичных зданиях: строили дворцы и особняки, величественные храмы и небольшие церкви с интересными архитектурными особенностями. Многие проекты потом дублировали в русской глубинке. Об архитектурных репликах столичных построек читайте в материале портала «Культура.РФ».

Копии Чесменской церкви в Петербурге

У знаменитой Чесменской церкви Иоанна Предтечи — ее Юрий Фельтен построил в 1780 году — было сразу две реплики. Одна из них — Спасо-Преображенская церковь в селе Красном, которое принадлежало в те годы дворянскому роду Полторацких. Доподлинно неизвестно, занимался ли ее строительством сам Фельтен, или здание возводили просто по его чертежам. В любом случае некоторые архитектурные детали интерпретированы довольно вольно: стрельчатый орнамент фасадов более витиеватый по сравнению с Чесменской церковью; в декоре использован местный белый камень, в то время как в оригинале скульптурные детали изготовлены из гипса. Также в Преображенской церкви сделали сразу три входа, хотя в Чесменской был всего один.

У петербургского храма было еще одно повторение — Никольская церковь в селе Посадниково Псковской области. Церковь построили по указу фаворита Екатерины II Александра Ланского. В целом архитектурные детали храма совпадали с его петербургским прототипом. Главное отличие — колокольня, которую построили рядом. В ансамбле Чесменской церкви ее не было. До сегодняшнего дня сохранились лишь фотографии Никольской церкви в селе Посадниково: в 1920-е годы ее разрушили.
 

Провинциальные версии московской церкви Козьмы и Дамиана на Маросейке

Церковь Козьмы и Дамиана на Маросейке построили в 1791–1793 годах по проекту Матвея Казакова. Средства на ее возведение выделил владелец соседнего дома — Михаил Хлебников. Казаков придумал необычную планировку церкви: храм состоял из четырех помещений в форме цилиндра: основного пространства церкви, апсиды (алтарной части) и двух боковых приделов. С западной стороны находились трапезная и колокольня.

В дальнейшем храм с таким необычным планом повторяли не раз. Одна из ее реплик находится в Рязанской области — Спасская церковь в Протасьевском углу. Композиция этого храма полностью повторяет московскую церковь: те же равные по размерам апсида и приделы. Сегодня церковь нуждается в реставрации. Однако пока искусствоведы не могут доказать, что ее также построил сам Матвей Казаков, восстановление откладывается.

Другая копия церкви на Маросейке — Никольская — находится в подмосковном селе Карачарово. Храм построили по указу графа Льва Разумовского. Его архитектура в точности повторяет московский храм Козьмы и Дамиана, так что строительство церкви также приписывают Матвею Казакову. Сегодня состояние храма близко к разрушению.

Одинаковые мосты через Фонтанку в Петербурге

В конце XVIII века в Петербурге построили семь однотипных мостов через Фонтанку. Среди возможных авторов этого проекта — Фридрих Бауэр, Юрий Фельтен, Василий Баженов и другие архитекторы. Однако большинство исследователей сходятся во мнении, что типовой проект разработал французский инженер Жан-Родольф Перроне, автор парижского моста Согласия.

Трехпролетные мосты установили на каменные опоры. Центральный пролет у каждого был разводной: механизмы «прятались» в изящных гранитных башенках. Позже пять мостов были перестроены. И только два моста из первоначального «комплекта» сохранили прежний вид. Это Старо-Калинкин — неподалеку от устья Фонтанки — и мост Ломоносова.

Уменьшенная копия храма Христа Спасителя в Ростове-на-Дону

Константин Тон был одним их самых известных зодчих своего времени. В основном архитектор строил здания для Москвы и Петербурга, но много времени он уделял и типовым проектам — русско-византийские церкви по ним часто строили далеко за пределами двух столиц. Так в Ростове-на-Дону появилась уменьшенная копия храма Христа Спасителясобор Рождества Пресвятой Богородицы.

Ростовский храм отличался от московского прототипа колокольней: здание в четыре яруса высотой 75 метров построили рядом с церковью. В 1932 году церковь была закрыта: кресты с куполов сняли, иконостас разобрали, все внутреннее убранство было утрачено. Внутри храма разместили склад, а затем зверинец. Однако уже в 1942 году церковь снова открыли для богослужений.

Два одинаковых вокзала в двух столицах

Константин Тон стал автором двух идентичных зданий вокзалов: Московского вокзала в Петербурге и Николаевского в Москве — позже его переименовали в Ленинградский. Строить их начали одновременно в 1844 году, однако Николаевский вокзал закончили на два года раньше — в 1849 году. Внешне здания выглядели абсолютно одинаково: постройки в стиле неоренессанс с двухъярусными башенками посредине и рядами больших венецианских окон по фасадам. Внутреннее убранство вокзалов в Москве и Петербурге также не отличалось: на первом этаже располагались вестибюли, залы для пассажиров и специальные императорские апартаменты. На втором находились служебные квартиры железнодорожников.

Автор: Лидия Утёмова

Обсуждение закрыто

Вход на сайт