20 октября 2013 года в 20:00 с закрытием всех 582 избирательных участков по всей Эстонии завершились  выборы в органы местных самоуправлений. 

На первых после восстановления независимости муниципальных выборах в Эстонии в 1993 году свой голос отдали 52,6% избирателей; в 1996 году – 52,5%; в 1999 году – 49,8%; в 2002 году – 52,5%;  в 2005 году – 47,4% людей, имеющих право голоса. В 2009 году на выборах проголосовали рекордные 60,6 процента (662 813) от общего количества избирателей.

По данным Республиканской избирательной комиссии в нынешних выборах приняли участие 625354 избирателя или 57,68% от общего числа. Какое количество голосов получили действующие в Эстонии партии можно увидеть на сайте Республиканской избирательной комиссии:

 

На первый взгляд убедительную победу в общереспубликанском масштабе одержала Центристская партия (Eesti Keskerakond), набравшая 31,9% от общего количества голосов. Вместе с тем стоит отметить, что победу центристы одержали только в Таллине и в 4-х из 15 уездов Эстонии: Ида-Вирумаа, Ляэне-Вирумаа, Пярнумаа и Валгамаа. По "убыванию" процентов картина выглядит следующим образом:

Электорат, голосующий за центристов, если не брать в расчет все чаще появляющиеся на выборах избирательные союзы (о них разговор отдельный), определяется просто - количество поданных голосов пропорционально количеству проживающих в регионе русскоязычных избирателей.

В остальных 11 уездах и в Тарту победу одержали: в Харьюмаа, Ляэнемаа, Пылвамаа, Саремаа, Тартумаа, Тарту - реформистская партия (Eesti Reformierakond); в Хийумаа, Йыгевамаа, Ярвамаа, Рапламаа, Вильяндимаа, Вырумаа - ИРЛ (Erakond Isamaa ja Res Publica Liit).

В общем и целом эти выборы не внесли каких либо новых существенных красок в палитру эстонской политической жизни, за исключением 2-3 моментов, которые  "случаются" в каждых выборах.

Первый, без сомнения, это появление на политическом небосклоне старо-новой звезды, принесшей "Союзу Отечества и Республике" значительные дивиденды - Ээрика-Нийлеса Кросса. Очевидно, что появление накануне выборов информации в стиле "их разыскивает милиция", не могло не увеличить число его сторонников из числа экзальтированных избирателей, что и отразилось на результате - 6897 голосов (3-е место по Таллину). И теперь уже не важно, что стало причиной так "удачно запоздалой" реакции известной международной организации: то ли огорчение на рекламу с известным шахматистом, и последовавшие за этим некоторые усилия сопредельного Эстонии государства, то ли старания самого претендента. Как в той присказке: "То ли он украл, то ли у него украли?". Понятно, что и в эстонском обществе скандал играет роль определенной движущей силы, организующей свою, пусть и весьма специфическую, часть электората, желающую "омыть сапоги в Индийском океане". Ничего нового.

Следующий момент - "Итоги воскресной прогулки...", как назвал на своей странице в ФБ Сергей Середенко поход активистов Совета РШЭ во власть.  Здесь, пожалуй новым явилось хорошо забытое старое - очередной поход по граблям. Зачем это нужно было центристам понятно, непонятно зачем это нужно было Совету РШЭ? Может быть часто произносимое на заседаниях Совета слово "халва" сделало свое "черное" дело?

И, наконец, Нарва! По сравнению с местными выборами 2009 года, тогда центристов поддержали 76,6%  избирателей, в эти выборы они получили  60,12% голосов.  При этом свои позиции улучшили Социал-демократы, получившие 35,81%, что почти в 7 раз больше, чем в 2009 году, когда их поддержали всего 4,83% избирателей. А лидер списка нарвских Социал-демократов Евгений Осиновский уверенно обошел центриста Михаила Стальнухина (2 404 голоса у Осиновского, и  1 339 голоса у Стальнухина).

Цитата из уважаемого мной г-на  Григоряна, который на своей странице в ФБ пишет: "О результатах выборов в Нарве: взгляд из далека. Победили выборы с большим перевесом центристы, но по сравнению с предыдущими годами, они проиграли 6 мест, которые перешли к социал-демократам. Вероятнее всего, это те шесть мест, которые перешли к партии соцдемов вместе с перешедшими к ним бывшими центристами. Кроме того, как бы не шутили нарвитяне, но Осиновские действительно смогли "купить" их. Однако, Евгений Осиновский вряд ли откажется от места в Парламенте, чтобы возглавить оппозицию. В отличие от прошлых лет, теперь в горсобрании Нарвы есть сильная оппозиция, которая заставит городские власти работать более напряженно. Обвинения соцдемов в коррупции принесли свои результаты. Эта тактика сработала, следовательно они будут их продолжать. Нарвские центристы потеряли голоса из-за недооценки противника, их просчет мог бы быть более болезненным, если бы оппозиция сформировалась раньше, а не накануне выборов. Кроме того, соцдемам удалось успешно использовать ресурс Нарвского колледжа и реализовать нереализованные личные амбиции его бессменного директора ИРЛовки Катри Райк. Слабо провел вероятно свою кампанию Э. Эфендиев."

А в остальном все как всегда: "выборы закончились, забудьте" избиратели о данных вам обещаниях.