Бурю протестов в России вызвало предложение русофобского Института национальной памяти снести около 500 (!) памятников советским воинам, освобождавшим нынешнюю территорию Польши от немецких оккупантов в годы Второй мировой войны. А в самой Польше? Куда меньше. Объяснение простое: кроме отъявленных русофобов, немало в «цивилизованной» Европе (в той же Эстонии) обычных обывателей, так сказать, «простых смертных», которые тоже весьма охотно предают забвению уроки той мировой войны и не дают отпора тем, кто сознательно переписывает историю.

Мотокросс на костях узников лагеря

Это касается и отношения в Эстонии к памяти о замученных немецкими оккупантами узниках концлагеря в Кивиыли на русскоязычном северо-востоке страны. Здесь у высоченного золоотвала (в народе – Коксовая гора) сланцехимического комбината в годы войны находился «трудовой» лагерь смерти. Тут же захоронения жертв. Под горой стоят два памятника. Один – монумент-маркер в память о замученных евреях (каждый третий из узников) поставлен несколько лет назад на деньги североамериканских евреев по инициативе местной еврейской общины. Второй, более скромный, поставлен в память обо всех жертвах лагеря в Кивиыли (граждан девяти стран Европы) и сооружен после войны в советское время.

Главный вдохновитель борьбы с потерей общественной памяти о мучениках – местный житель Саркис Татевосян рассказал, что в 1993 году руководство города снесло старый памятник и поставило новый с десоветизированным и несколько двусмысленным текстом: «В память всех убитых здесь в военное лихолетье». Сравним с прежним текстом: «Под терриконом покоятся останки 6000 военнопленных и гражданских лиц многих национальностей: русских, эстонцев, евреев, поляков, чехов и других, замученных фашистами в 1943-1944 гг. Люди, будьте бдительны!» Есть разница?

Несколько лет назад у подножия горы с помощью денег Евросоюза построили рассчитанный на 100 тысяч посетителей в год Центр приключенческого туризма (зимой – горнолыжный спорт, походы, летом – экзотические аттракционы, авто-сафари, велокроссы). Проводят тут и соревнования на первенство мира по мотокроссу. Много лет горстка неравнодушных жителей ухаживает за этими памятниками и пишет письма о необходимости привести деятельность турцентра и организаторов мотокросса в соответствие с человеческими представлениями о людском поведении в местах упокоения тысяч невинных жертв нацизма. Депеши отсылаются эстонским и зарубежным СМИ, Эстонскому союзу организаций жертв коммунистической оккупационной власти «Мементо», Еврейской общине Эстонии, российскому обществу «Мемориал», диппредставительствам европейских государств, граждане которых умерли или были убиты в этом лагере смерти. В ответ – тишина или отписки, мол, изменить что-то уже поздно, да и доказательств местоположения захоронений… нет, общественники властям их не представили… Феноменальный упрек, словно забота о воинских захоронениях – дело чье угодно, только не властей. Которые, кстати, всегда спешат на помощь тем, кто сохраняет память о бывших вояках-эсэсовцах.

А документов-то предостаточно. Группа С. Татевосяна нашла в разных архивах Эстонии и России фотографии и мест массовых захоронений, и установленных там первых могильных крестов. На снимках из Госархива ЭР значится: «Кивиыли, Вирумаа» и время съемки: «11.1944». Кстати, известный журналист Евгений Капов опубликовал на портале rus.Delfi.ee составленную политуправлением Ленинградского фронта сводку № 94 от 3 сентября 1944 года. В ней приведены свидетельские показания узников: «После 12-часового рабочего дня – заключенные грузили вагоны сланцем, их выстраивали и избивали. Каждую ночь заключенных будили два-три раза, выгоняли палками на двор и подвергали разным издевательствам – заставляли бегать вокруг бараков, возить друг друга на спине».

 

Naziоналист нациста видит издалека

Конечно, сложившаяся ситуация – непростая. Нужен компромисс. Даже группа Татевосяна, несмотря на категоричность («Мотодром надо переносить, он проходит по местам захоронений»), допускает сохранение лыжных трасс приключенческого центра и предлагает лишь определить санитарную зону захоронения, восстановить памятник в первозданном виде, установить рассказывающие о трагедии инфостенды. Есть и другие предложения. Кивиылиский мотофестиваль можно объявить мемориальным, тем более теперь он уже и международный. То есть проводить его в память о мучениках, попавших в местный концлагерь из разных стран Европы. На открытии того же этапа первенства мира по мотокроссу можно объявлять минуту молчания, а интернет-сайт того же туристического центра пополнить информацией о трагедии невинно убиенных и замученных людей, заказать буклеты, рассказывающие о концлагере и т.п.

Однако в ответ раздраженный директор турцентра Янек Маар заявляет: «Теперь, когда мы хотим оживить угасающий город, вдруг возникает проблема массовых захоронений (хотя ни одного доказательства этому нет… До сих пор целью озабоченных ситуацией, к сожалению, часто было подстрекательство (особенно перед выборами) к противостоянию (или вражде) между русскими и эстонцами…» Чего в этих словах больше: абсурда, полнейшей нравственной глухоты или скрытого желания подфартить националистам?

Не жаждет компромисса и высказавшийся еще прямолинейнее местный журналист Самуэль Голомб: «Развлечение – широкое понятие, это и стриптиз-бар или казино… лыжный и мотоциклетный спорт мирового уровня – тоже развлечение. В мире имеются тысячи мест захоронений, которые забыты людьми… В Кивиыли установлен ЛУЧШИЙ памятник – ЦЕНТР, предназначенный для оздоровления, спорта и развлечений… Люди, которые нашли смерть в круговороте войны, наверняка желали видеть нас – новое поколение – счастливыми и в здравии... Сегодняшние «сердобольцы золоотвальной горы» используют захоронения и Центр приключений как «козырную карту» в своекорыстных целях. Речь идет о лжи, к которой мы привыкли во времена Советского Союза». И еще: ««Историю надо помнить, но нельзя каждое утро просыпаться со словом «Холокост» на устах…»

Тем временем сам журналист совсем по-другому относится к другой памяти. Редактируемая им газета «Наша пятница» размашисто рассказывает, например, о военно-спортивных соревнованиях «Десант Утрия», посвященных Освободительной войне за независимость Эстонии (1918-1920 годы). Вот текст: «400 морских пехотинцев Эстонского морского десантного батальона вместе с 600 финскими добровольцами 17 января 1919 года высадились на берегу Финского залива в местечке Утриа и освободили Нарву от остатков Красной армии». Вот об этом, судя по газетному пафосу, с точки зрения С. Голомба, следует помнить обязательно.

Кстати, эти «состязания» проводит патриотическое общество эстонских националистов Erna selts. Оно многие годы организовывало международные летние военные соревнования, посвященные немецко-эстонской диверсионной группе «Эрна», отряды которой нападали в 1941 году на отступавшие советские войска, расправлялись с мирным населением и зверски убивали в волостях коммунистов и советских работников вместе с их семьями.

Вот такая память в Эстонии бережно охраняется и государством.

«Холокост-скандальчик» Лотмана

В университетском городе Тарту (колыбель эстонской духовности и национализма) в прошлом году состоялась выставка «Моя Польша. Вспоминая и забывая». На фото Збигнева Либера за оградой из обвитых, будто лианой, бельевых верёвок (вместо колючей проволоки) стоят… улыбающиеся, жизнерадостные узники в лагерных робах. Или видеоролик: он показывает, как голые мужчины и женщины в «предбаннике» газовой камеры… играют в салочки.

Ни один именитый эстонский интеллигент не осудил это шизофреническое, людоедское искусство. Многие даже оправдывали цинизм и бескультурье. Польский художник Артур Жмиевский затмил всех, заявив о своих работах несусветное: «Вместо трупов – у нас живые люди. Вместо трагедии – у нас жизнь. Вот и весь смысл». Между тем в Германии показывать такое «искусство» запретили. А в Эстонии – иначе. Член националистической партии IRL Михаил Лотман (сын знаменитого советского филолога Юрия Лотмана) в своем блоге квалифицировал тартускую выставку как «наш холокост-скандальчик». Вот что он пишет: «К счастью, рассмотрение Холокоста не регулируется законом. И вообще, кончайте заниматься ерундой, неужели нет вещей важнее?»

Еще до недовольства в Евросоюзе наплывом беженцев и мигрантов, приведшим в Эстонии к заметному усилению протонацистских партий, тут активизировалась националистическая молодежь радикального толка. Но власти не захотели увидеть проблемы даже в приуроченном к годовщине создания государства факельном шествии, которое вызывает общеизвестные ассоциации. Мероприятие провела национальная молодёжная организация «Синее пробуждение» во главе с молодым председателем правления этого местного «гитлерюгенда» Яаком Мадисоном. Весной его избрали в эстонский парламент, и тут выяснилось, что два года назад он писал: «Особого внимания заслуживает, с моей точки зрения, фашистская идеология, которая по своей сути, весьма невинна, но которую представили как воплощение сатаны». Кого-то это признание сильно смутило? Отнюдь нет. А недавно, наращивая поддержку электората, новые национал-радикалы стали открыто угрожать даже правящей в парламенте проамериканской коалиции – один из их лидеров посоветовал активистам коалиции собирать чемоданы и ехать в Швецию. Это итог массового попустительства пронацистским настроениям, итог их оправдания.

Против такого беспамятства буквально вопиет прах девяти миллионов советских людей, погибших на полях сражений Великой Отечественной войны. Среди них и погибшая под Таллином 19-летняя Елена Варшавская. Она с отличием окончила Центральную музыкальную школу при Московской консерватории, училась в училище Гнесиных по классу виолончели. Сбежала на фронт, прибавив себе два года. Во время Курской битвы в районе Дудинских высот задержала двух немецких офицеров-диверсантов, была награждена медалью «За боевые заслуги». Во время боев за Выборг, сама раненая, вынесла с поля боя девять раненых миномётчиков. За это наградили орденом Отечественной войны I степени. Какая жизнь оборвалась! Во имя чего? Чтобы кто-то сегодня мог на костях жертв нацизма устраивать автосафари? Или – тем паче – факельные шествия?

Или напрасно погиб в застенках гестапо чешский антифашист Юлиус Фучик, написавший в тюрьме всемирно известный «Репортаж с петлей на шее!»? Именно в нем прозвучала знаменитая на весь мир строчка: «Люди, я любил вас. Будьте бдительны!»

Но сытый Запад глух к таким предупреждениям. Не пришлось бы ему вновь почуять дым печей нацистских крематориев…

http://www.ritmeurasia.org/news--2016-04-21--sytyj-zapad-gluh-k-prizyvu-juliusa-fuchika-23112