Шпага. Испания. XVI-XVII век.
Шпага. Испания. XVI-XVII век.

Тайна Дона Гуана и Лауры

Среди пушкинских «маленьких трагедий», пожалуй, самая известная «Моцарт и Сальери», примеривать которую на реальных исторических персонажей бессмысленно. Тем не менее «трагедия» разобрана на цитаты:

Все говорят: нет правды на земле,

Но правды нет – и выше. Для меня

Так это ясно, как простая гамма.

 

Музыку я разъял, как труп. Поверил

Алгеброй гармонию.

 

Мне не смешно, когда маляр негодный

Мне пачкает Мадонну Рафаэля.

 

… я избран, чтоб его

Остановить – не то мы все погибли.

 

… Гений и злодейство

Две вещи несовместные…

Подмечено даже, что восклицание Сальери «Ты выпил!.. Без меня?» более соответствует русскому менталитету, чем итальянскому (Сальери – итальянец). Когда-то эстонский поэт и литературовед Валмар Адамс внушал мне, что познать европейскую литературу XVII-XVIII веков можно и не владея языками, – достаточно внимательно читать Пушкина. Меня же не оставляет чувство, что маленькая трагедия двух композиторов по накалу страстей – это настоящая античная трагедия, разыгранная в европейских интерьерах, но для просвещения русского читателя.

Зато «Каменный гость» – любовная история с дуэлями и мистическим финалом – чем не триллер? Жанр триллера – от английского a thrill (что либо захватывающее) – не имеет четко очерченных границ. У Пушкина – это увлекательное детективно-приключенческое повествование, ведущее главного героя от преступления к наказанию. Однако есть в этом повествовании таинственное обстоятельство.

Итак, ужин у Лауры. Любовная сцена Лауры и Дона Карлоса. Внезапное появление Дона Гуана и его дуэль с Доном Карлосом. Многим памятна реплика Дона Гуана в исполнении Владимира Высоцкого в фильме Михаила Швейцера. Реплика, полная любовного томления и одновременно завораживающая своим притворно примирительным тоном. И тон этот таков, что Дону Карлосу он не обещает ничего хорошего:

Дон Гуан

Вот нечаянная встреча!

Я завтра весь к твоим услугам.

Дон Карлос

Нет!

Теперь – сейчас.

Лаура

Дон Карлос, перестаньте!

Вы не на улице – вы у меня –

Извольте выйти вон.

Дон Карлос

(ее не слушая)

Я жду. Ну что ж,

Ведь ты при шпаге.

Дон Гуан

Ежели тебе

Не терпится, изволь

Бьются.

Лаура

Ай! Ай! Гуан!..

Кидается на постелю. Дон Карлос падает.

Дон Гуан

Вставай, Лаура, кончено.

Лаура

Что там?

Убит? прекрасно! в комнате моей!

Что делать мне теперь, повеса, дьявол?

Куда я выброшу его?

Дон Гуан

Быть может,

Он жив еще.

Лаура

(осматривает тело)

Да! жив! гляди, проклятый,

Ты прямо в сердце ткнул — небось не мимо,

И кровь нейдет из треугольной ранки,

А уж не дышит — каково?

Дон Гуан

Что делать?

Он сам того хотел.

Последняя равнодушная реплика прирожденного убийцы нам тоже памятна в исполнении Владимира Высоцкого.

И что же таинственного в этой сцене, спросите вы. Во-первых, дуэль описана сверхлаконично – бьются – хотя это выигрышное место для «трагедии». Во-вторых, вас не смущает замечание Лауры: «Ты прямо в сердце ткнул — небось не мимо, И кровь нейдет из треугольной ранки, А уж не дышит»?


Дага. XVII век.

Дага. XVII век.

Лично меня смущает треугольная ранка на груди Дона Карлоса и вот почему. Декорации пушкинского триллера явно испанские, отсылающие читателя в испанское средневековье, через сюжет пьесы Тирсо де Молина «Севильский озорник, или каменный гость». Основой для пьесы де Молина послужила подлинная история испанского аристократа Хуана Тенорио – современника кастильского короля Педро I Жестокого. Время правления Педро I пришлось на период с 1350 по 1369 годы, т.е. на вторую половину XIV столетия. Дон Хуан у Тирсо де Молина орудует шпагой, которой не могло быть у Хуана Тенорио, поскольку появление испанской шпаги связывают с шестидесятыми годами XV столетия.

Используя так называемый бродячий сюжет, Пушкин не дает нам жесткой привязки ко времени – действие «маленькой трагедии» происходит где-то между второй половиной XV и концомXVI столетия. Классическая шпага появилась в Испании во времена готического доспеха в виде церемониального меча – espadas roperas (меч для одежды). Во второй половине XVII столетия во Франции появилась короткая гражданская шпага. Ее преимущество заключалось в возможности более быстрого и изящного фехтования, а вес был значительно облегчен за счет появления граненых клинков. Изначально граненый клинок имел шестигранную форму с долами, т.е. с продолговатыми углублениями на клинке. В конце XVII столетия возникла трехгранная форма клинка с долами.

Эволюция espadas roperas практически полностью исключает возникновение на груди пушкинского Дона Карлоса маленькой треугольной ранки. Оружие Дона Карлоса и Дона Гуана – шпаги с одним или двумя лезвиями, т.е. меч, эволюционировавший из рубяще-колющего в колюще-рубящее оружие. Нанесенная таким оружием рана, тем более в сердце должна обильно кровоточить.

Четырехгранный стилет
Четырехгранный стилет

В паре со шпагой обыкновенно использовался кинжал или дага, что привело к появлению в XV столетии стиля фехования espada y daga. Шпага в правой руке использовалась для атакующих ударов, кинжал или дага в левой руке для отражения ударов противника. Классическая дага имеет вид короткой колюще-режущей шпаги с узким от полутора до двух с половиной сантиметров клинком и усиленной гардой. Клинок может быть плоским или четырехгранным с шириной грани у гарды около одного сантиметра. Второе назначение даги – удар, который наносили смертельно раненному, но еще живому противнику, получивший название «удар милосердия» или мизерекорд (фр. miséricorde). К сожалению, дага в силу своей формы не могла бы оставить на груди Дона Карлоса маленькую треугольную ранку.

Возможно, пушкинский Дон Карлос был убит стилетом – колющим холодным оружием итальянского происхождения, получившим распространение в начале XVI столетия. Стилет –в классическом варианте кинжал, имеющий круглое, овальное, четырехгранное, а чаще всего трехгранное сечение лезвия длиной от 18 до 27 сантиметров с долами. Стилет – эволюционировавшая дага – оружие наемных убийц, заговорщиков, шпионов и… слабых женщин. Его легко спрятать в одежде, например, в рукаве или за корсетом. Стилет в современном исполнении – это заточка из напильника или просто из длинного гвоздя – двадцатки – на деревянной ручке. Заточка – оружие простое, дешевое и эффективное.

В субботу, 10 сентября 1898 года, венгерская королева Элизабет с фрейлиной прогуливалась по набережной Женевского озера. На королеву неожиданно набросился молодой человек, как потом оказалось итальянский анархист Луиджи Луккена. Женщины подумали, что он просто хотел украсть сумочку. Освободившись от нападающего, королева сделала несколько шагов, внезапно почувствовала слабость, а несколько мгновений спустя она была уже мертва. Когда ей расстегнули корсет, то под сердцем обнаружили крохотную треугольную ранку, как потом оказалось, от напильника.

Так что венгерская королева Элизабет погибла от варварского варианта стилета – вульгарной заточки. Судя по всему, Дон Карлос тоже получил в грудь удар стилетом в его классическом исполнении. Вопрос только в том, как Дону Гуану удалось нанести этот miséricorde, прежде смертельного удара шпагой.  В этом-то вся и тайна!

 

Михаил ПЕТРОВ

Обсуждение закрыто

Вход на сайт