Прошло десять лет после «бронзовых ночей» в Таллине и на северо-востоке Эстонии. Удивительно, что с тех пор исследователи тех событий практически никогда не говорили (не показывали, не писали) о Добровольном народном движении (ДНД) «Ночной дозор». Хотя власти заранее обвинили именно его в организации массовых беспорядков, в подстрекательстве к ним.

Все десять лет у нас пишут о бесчинствах силовых структур Эстонии, жертвах гестаповской расправы с демонстрантами, о мощной правовой защите пострадавших, об убийстве Дмитрия Ганина и неспособности полиции установить виновных в его смерти. Много было политических анализов, писалось и о пропагандистской войне между Россией и Эстонией, вызванной варварскими действиями властей Эстонии, осквернивших прах воинов в братской могиле на Тынисмяги и разрушивших посвященный им монумент.         

Вот и в очередном выпуске (от 25 апреля) программы «На острие» телеканала ETV+, ведущая Олеся Лагашина предпочла беседовать с одним из главных виновников массовых беспорядков, спровоцированных самими властями, бывшим министром обороны ЭР Яаком Аавиксоо (ныне ректор Таллинского технического университета). Но не с представителем хотя бы  «бронзовой четверки», которую власти обвинили в организации массовых беспорядков и которую полностью оправдали все судебные инстанции ЭР. Видать до сих пор боятся у нас правды о том, как власти с naziоналистами воевали с монументом и как его защищали простые жители Таллина.

За кадром осталась и остается отчаянная и бескорыстная борьба рядовых таллинцев, которых, кстати, вяло или вовсе не поддержали трусливые политики и интеллигенция (в том числе и русская). Об этом героическом противостоянии «уличных политиков» надо писать отдельно и подробно книгу, которая, увы, до сих пор не написана. Надо думать, она когда-нибудь все же появится. Зато благодаря самопиару известны многие примазавшиеся к «Ночном у дозору» дети «лейтенанта Шмидта». А также «попутчики», не имевшие прямого и даже косвенного отношения к движению, возникшему спонтанно и снизу. Есть и те, кто, обманывая общественность, подавал себя в СМИ активным участником, спонсором, куратором движения и даже его финансистом (хотя вся почти годовая деятельность «Ночного дозора» осуществлялась за счет личных сбережений). Немало было и бенефициаров из числа не примкнувших к движению в защиту «Бронзового солдата» общественно-политических русских и русскоязычных деятелей. Одни – за счет осуждения «Ночного дозора», другие – осторожно осудившие власти за «бронзовые ночи», за что последних поддержали власти, испугавшиеся массовых беспорядков.    

А вот «Ночной дозор» был тотально объявлен виновным в беспорядках, сопровождавшихся мародерством, кстати, из-за «странного» или преднамеренного отсутствия стражей порядка вне  Тынисмяги, хотя чуть ли не вся полиция Эстонии была согнана в столицу. Возмущенной толпе просто позволили бить витрины, поджигать автомашины, чему содействовали провокаторы. Кстати, по официальным данным, в первую ночь среди задержанных полицией каждый третий был хулиганствующий или мародерствующий эстонец. Но «Бронзовую ночь» вменяют в вину только русским, да в придачу еще и России.

Сразу после «бронзовых ночей» в тени, а то и вовсе неизвестными, остались верные движению бескорыстные активисты, не хватавшие с неба звезд, без научных званий и регалий, не известные широкой общественности, и главное, скромные, а потому по-своему наивные и искренние. Они не принимали участия в инспирированных властью и провокаторами беспорядках. Полный список реальных участников «Ночного дозора», наверное, не будет составлен никогда, но составить его надо. Сегодняшний    формат публикации  позволяет упомянуть только четырех из тех, кто беззаветно, бескорыстно и до конца отстаивал право на Память о тех, кто спас мир от нацизма.

 

Прежде всего, это – Владимир Студенецкий, рассудительный и пылкий одновременно, не переносивший несправедливость неформальный лидер движения «Ночной дозор». Вот что о нем написала известный российский журналист, обозреватель «Комсомольской правды» Галина Сапожникова: «...Можно сказать, что про Бронзового таллинского Солдата мир узнал именно от него. Из его снимков, сделанных во время ночной вахты, которую «дозоровцы» несли в центре Таллина более полугода... Владимир Студенецкий был не просто фотохроникером «Ночного дозора». Он был его душой и мотором. Говорили так: если Бронзового Солдата вопреки мнению неэстонцев демонтируют, чтобы спрятать подальше от человеческой памяти, он погребет под собой многих. А ему для этого даже падать не пришлось. Солдат выстоял, а у того, кто его охранял, не выдержало сердце... В некрологе, который прислали в редакцию соратники Владимира, так и написано: «Расскажите о человеке, погибшем, как солдат, защищая памятник в Таллине с 9 мая 2006-го по 9 марта 2007-го». Страшно думать, что, если бы в мае прошлого года не началась эта пляска смерти вокруг таллинского памятника на горке Тынисмяги, человек был бы жив... Лидеру и фотохроникеру «Ночного дозора» Владимиру Студенецкому было всего 49...».

Фото Владимира Студенецкого (22.04.1957 - 9.03.2007). http://www.photoline.ru...

А еще назвал бы Ларису Нещадимову, Светлану Кунгурову и Сергея Середенко. Две хрупкие женщины первыми приняли на себя удар националистов всех мастей  и даже полиции. Первая – в ночь с 25-го на 26 апреля была атакована полицейской фалангой, которая набросилась на автомобиль, в котором она несла дежурство у центрального входа в Национальную библиотеку. Каждую (!) ночь дозорные выставляли пикеты, охранявшие памятник от вандалов-naziоналистов. Ее вытащили, избили, а после того, как Нещадимова обратилась за помощью в… полицию, была задержана и посажена в КПЗ. Вторая – 25 марта 2007 года приняла на себя главный удар националиста-фанатика Юри Бёма, набросившегося под прикрытием полицейских и собак на дежуривших у памятника на Тынисмяги дозорных, чтобы возложить к ногам Солдата-Освободителя венок из колючей проволоки. Больше всего ран получила Кунгурова. Третье лицо обеспечило огромный массив работы «Ночного дозора» –  юридический. В частности, Середенко проанализировал и сделал выводы по законопроектам, один из которых стал законом, позволившим «законно» зачистить Тынисмяги от «советско-русской скверны», хотя действо противоречило Женевской конвенции о защите захоронений погибших в войне. Он же обеспечил правовую переписку «Ночного дозора» с Рийгикогу и правительством ЭР, столичной мэрией и органами юстиции страны.       

***

Уже десять лет МИД РФ и Посольство РФ в ЭР вместе с нынешним НКО «Ночной дозор», антифашистами, Координационным советом российских соотечественников  и Союзом объединений российских соотечественников Эстонии, уделяли внимание в основном только двум темам - расправе полиции и их помощников с участниками массовых беспорядков и нераскрытому убийству оказавшегося в вихре уличных событий молодого Дмитрия Ганина. И это – никак не в упрек. Упрек в другом:    

  • Почему вне поля зрения остается давно поставленный вопрос о приведении в достойное состояние места перезахоронения останков советских воинов, освобождавших Таллин в сентябре 1944 года? Нынешнее его состояние не выдерживает критики.
  • Почему обходят вниманием тему памяти о неформальном руководителе «Ночного дозора» Владимире Студенецком, безвременно и при загадочных обстоятельствах умершем от сердечного приступа 9 марта 2007 года?
  • Почему предается забвению деятельность ДНД «Ночной дозор», в частности не нашло поддержку Фонда г-на Панёвкина предложение написать книгу не о «Бронзовых ночах», а о «Ночном дозоре».
  • Почему РФ не ставит налаживание межгосударственных связей между РФ и ЭР в жесткую зависимость от решения проблем дискриминации русских и русскоязычных жителей (треть населения страны)? Именно отстранение русских и русскоязычных жителей Эстонии от общественно-политической и социально-экономической жизни страны, признание их «второсортными», стали причиной массового с начала нулевых годов посещения таллинцами 9 мая памятника Солдату Освободителю на Тынисмяги (а теперь – на Военном кладбище). Ущемленное в правах беззащитное русское и русскоязычное население под давлением полицейского государства смирилось со своим бесправием, а потому Бронзовый солдат стал для него «островком свободы», где раз в году можно забыть о своей второсортности и ощутить гордость за свое прошлое.                                                                           

Димитрий Кленский

Таллин, 26 апреля 2017 года   

P.S. В Эстонии принято считать, что, настаивая на сносе памятника Солдату-Освободителю и перезахоронении останков советских воинов правительство действовало по воле эстонского народа, под сильным давлением общественности. Но это – ложь! В начале апреля 2007 года в СМИ были опубликованы данные опроса населения насчет одобрения сноса властями памятника: по стране только 47% эстонцев желало этого, а в столице этот показатель составлял 38%! Если сюда приплюсовать мнение русских и русскоязычных жителей, более 90% которых было против сноса памятника, то ни о какой "воле народа", якобы поддержавшей в апреле 2007 года эстонские власти, говорить не приходится.

Обсуждение закрыто

ТОП-5 материалов раздела за месяц

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт